Что нужно делать когда читаешь вслух. Чтение вслух для развития речи. Прослушивание содержимого экрана

С тобой когда-нибудь бывало такое, что ты точно знаешь, что хочешь сказать, но все равно запинаешься? Обычно такое случается, когда ты меньше всего этого ожидаешь. Не то чтобы ты внезапно забыл целое предложение. Скорее, какая-то временная ошибка в твоей операционной системе. Как говорит доцент кафедры коммуникационных наук Университета Сиракуз Джонатан Престон, дело в том, что твой мозг одновременно с работой по выбору слов координирует движения губ, языка и связок. И иногда он работает быстрее, чем твой речевой аппарат. Так что когда ты пытаешься ускорить речь, ты запинаешься. Нервная система вносит тоже иногда мешает говорить.

Если переживаешь относительно того, как ты звучишь и выглядишь, особенно если ты выступаешь перед многочисленной аудиторией, твоему мозгу приходится справляться еще и с этой проблемой. Это приводит к еще большему количеству запинок. Но ты можешь взять себя в руки и избежать этой проблемы. Просто придется немного потренироваться.

Не торопись

Чем быстрее ты говоришь, тем выше вероятность того, что ты запнешься. Сосредоточься на темпе повествования. Представь, что ты произносишь речь на свадьбе или выступаешь на презентации. Делай короткие паузы, чтобы продумать следующее предложение целиком. Это позволит мозгу и рту работать в унисон. Кстати, в качестве бонуса ты получишь лучший контакт с аудиторией. Ученые из Университета штата Мичиган проанализировали телефонные звонки маркетологов и обнаружили, что те из них, кто периодически делал паузы во время повествования, оказывались более убедительными чем те, кто говорил без перерывов.

Произноси слова четко

Как отмечает Престон, некоторым помогает смена манеры речи или ее громкости. «Когда ты говоришь непривычным для себя образом, ты смещаешь фокус внимания с того, что ты говоришь, на то, как ты это говоришь, и это может помочь делать меньше запинок», - говорит он. Только не доводи это до абсурда. Все твои слова должны быть понятны слушателям. Говори медленно и с расстановкой. Следи, чтобы твои мысли не бежали вперед голоса.

Помни, что больше всех волнуешься ты

Поскольку ты сам всегда слышишь, как оговариваешься или запинаешься, ты считаешь, что все обращают на это внимание. Успокойся. Как говорит Престон, люди привыкли к тому, что ораторы иногда запинаются. Твои слушатели тоже запинаются, когда выступают, так что тебя не возненавидят за пару неловких пауз.

Упражнения

Как правильно читать вслух

1. Не проблема.

Если вы (или кто-то другой) плохо читаете вслух – это не проблема . Это – задача . Нужно начать читать вслух, и этот навык быстро разовьется.

Причем, очень быстро. Только нужно начать это делать.

О том, как как увеличить словарный запас очень подробно написано здесь:

Как увеличить словарный запас

2. Что читать вслух

3. Как читать вслух

Да. Именно. Сомневаетесь? И – правильно делаете. Ведь в Инете есть много рекомендаций где рекомендуют читать со скоростью “120 слов в минуту”. Но я – тренер по ораторскому искусству, знаю, что рекомендую.
При обычной скорости чтения нет времени уделять внимание паузам, интонациям, жестам, мимике. При такой скорости, 120 и более, мозг успевает только читать.
А когда же запоминать слова?
При такой скорости (120 слов в минуту) можно читать, только глядя в текст. Но ведь смотреть нужно не в текст, а прямо, на слушателя или слушателей, или на себя в зеркале

4. Читая вслух медленно, вы сможете читать красиво.

Старайтесь, чтобы фразы были разные: что-то громче, что-то тише, что-то быстрее, что-то размеренно, рас-стягивая звуки, что-то интонационно выше или ниже.
Читая медленно, можно успевать переключать эмоции, и – любоваться ими в зеркале.

5. Сначала потренируйтесь читать вслух сами себе.

Без диктофона, но глядя на свое лицо в зеркале. Следите за тем, чтобы каждую фразу, которую вы произносите вы говорили глядя себе в глаза.

Ошибкой считается (в данном упражнении) произнесение слов, подымая глаза. когда вы начинаете говорить, но свои глаза еще не увидели. На публике будет тоже самое, только вместо своих глаз в зеркале вы увидите глаза публики

Включите видеокамеру (сейчас она есть в любом смартфоне). Или веб-камеру на запись. Прослушивайте себя. Корректируйте свою речь.

Проверьте, есть ли мусорные звуки “э-ээ”, “м-мм”.

7. Учитесь на одном тексте

Более полезно перечитывать один и тот же текст , нежели постоянно читать новые страницы.

Так вы будете видеть свой результат.

8. Не переживайте, если вам не нравится ваш голос.

Это нормальная реакция нашего подсознания на услышанный голос.

Наверное вы знаете, что мы себя слышим “внутренним ухом” (это такое устройство в нашей ушной раковине), а других людей – “внешним ухом”. И вдруг – мы и себя услышали “внешним ухом”. Это совсем другой звук, другой голос. Вот подсознание и “возмущается”: “Это не я говорю! Это чужой человек!”.

9. То же самое можно сказать и о видео.

Вы ведь видели выступления моих учеников, на моем канале Ютуб, например с рассказыванием притч. Так вот, с первого раза эти видео всем, кроме… самих участников. Самих участников приходится убеждать, что видео хорошее, что вот всем участникам тренинга оно нравится, что это одно из лучших выступлений группы… Но на лицах ораторов написано обратное: “Ужас какой!”. Проходит время, и уже спустя несколько таких просмотров ораторы привыкают к своему видео-изображению со стороны.

10. Сделайте анализ своей речи.

Поставьте себе новые задачи. И… читайте, читайте, читайте вслух.

Чтение вслух - это одно из умений, которым человек должен овладеть ещё в школьном возрасте. Некоторые спросят, а так ли уж важно читать вслух, ведь главное - научиться читать «про себя». Сегодня столько информации, что чтение вслух только задерживает процесс её восприятия.

Данное мнение крайне ошибочно. Чтение вслух развивает речь человека, пополняет её новыми словами. Ведь, согласитесь, читая «про себя» человек многие слова просто не научится выговаривать, не то что использовать их в своей речи. Поэтому проговаривание, правильное произношение слов просто необходимо для выработки умения красиво, чётко, внятно и доходчиво говорить.

Методика правильного чтения вслух

Чтением вслух необходимо заниматься систематически, а не от случая к случаю. Только тогда сформируются необходимые навыки грамотной речи. Хорошо, если подобные занятия будут проходить ежедневно по 15-20 минут.

Для чтения необходимо выбирать разные книги: научные, художественные, публицистические и чередовать их чтение каждую неделю. Так человек научится произносить не только общеупотребительные слова, но и научную терминологию. Учащиеся для этой цели могут читать учебники по физике, химии, истории, биологии и другие.

Первое прочтение текста необходимо делать с карандашом в руках, попутно отмечая слова, значение которых не знаете или не помните их правильное произношение (ударение).

Следующий этап - работа со словарями. Сегодня это очень просто сделать - в Интернете можно найти любой словарь и в системе онлайн узнать произношение и ударение.

При чтении вслух важно не количество прочитанного материала, а качество чтения. Поэтому читайте по абзацам или страницам, но до тех пор, пока данный отрывок текста не будет прочитан без ошибок, чётко и красиво. Только тогда переходите к следующей части текста.

Подобная методика апробирована педагогами, имеет положительные результаты. Так что если вы сами или ваши дети хотят научиться красиво читать вслух, воспользуйтесь данными советами. И результаты ощутите уже в скором времени.

Дошкольное образование

Начальное общее образование

Линия УМК под ред. Л. А. Ефросининой. Литературное чтение (1-4)

Литературное чтение

Внеурочная деятельность

Как читать ребенку вслух? Улучшаем навыки чтения

Понимание текста ребенком является одним из самых значимых навыков. В этом материале мы ответим на вопрос «Как улучшить навыки чтения?» и поговорим про чтение вслух. Статья предназначена родителям дошколят и младших школьников, но будет полезна и педагогам.

Прослушать статью

Чтобы ребенок научился понимать прочитанное, сначала он должен научиться понимать прослушанное. Ребенок просто не сможет понять то, о чем читает, если эта же информация абсолютно непонятна ему на слух. Как помочь? Для начала разобраться с нужными навыками.

3 навыка, от которых зависит понимание ребенком текста

  1. Восприятие информации на слух
  2. Формирование запаса «опорных слов», т.е. слов, которые ребенок читает хорошо, понимает их с первого взгляда и не нуждается в пояснениях со стороны родителей и воспитателей. Благодаря наличию этого внутреннего словарика, ребенок может сосредоточиться на смысле всего текста, не останавливаясь каждую секунду.
  3. Навык беглой расшифровки неизвестных слов.

Почему важно читать своему ребенку? Значение устного чтения

Чтение детям - самый эффективный и приятный для них самих способ улучшить навыки понимания. Дело в том, что пока дошколенок или младший школьник читают плохо, они сознательно будут выбирать простые тексты и легкие для восприятия книги. Зачем ему лишние трудности? На начальном этапе это не так плохо, но подобная тенденция сильно ухудшает процесс развития словарного запаса. В легких книжках и комиксах не встречаются новые и сложные, но необходимые, слова.

Когда же мама, папа или педагог читают детям вслух, у взрослых есть возможность выбрать материал более сложный, насыщенный новыми словами. Никто не говорит о чтении 6-летнему ребенку «Алых парусов» или «Тома Сойера», но некоторые из «Денискиных рассказов» (в конце статьи вас ждет маленький конкурс) могут оказаться вполне приемлемыми. Какие-то слова будут непонятны с первого раза - вы сможете объяснить, к тому же многие слова ребенок сможет «восстановить» из контекста.

Вторая причина, по которой чтение вслух является более эффективным способом развить навык понимания текста, является сам процесс слушания. Ребенок, слушая, воображает то, что слышит, рисует мысленные картины и образы. Мозг не занят расшифровкой сложных фраз и конструкций, как при чтении, и способен отслеживать связи и запоминать новое.

Наш совет - читайте ребенку даже после того, как он научился читать хорошо. Новые слова, конструкции, красивые обороты и опыт персонажей пригодятся ему в жизни и в учебе, а привычка читать станет лучшим подарком.

Вы можете читать вслух детям не только перед сном, но и во время или сразу после обеда, потому что дети уже собрались за столом и готовы внимательно вас слушать. Всегда носите одну-две книги в сумке или держите в машине, чтобы почитать вслух, пока ждете начала занятий в каком-нибудь кружке. Держите книги на видном месте, например на журнальном столике или рядом с телевизором. Если один ребенок собрался утром в школу раньше остальных, почитайте ему вслух пять-десять минут в качестве вознаграждения. И конечно, личное время - это еще одна прекрасная возможность почитать ребенку вслух.

Следите, чтобы ребенку было физически комфортно. В противном случае он будет постоянно отвлекаться и может даже начать жаловаться на то, что книга скучная.

С целью увеличения концентрации внимания ребенка проследите, чтобы ничто его не отвлекало. В частности, рядом не должно быть никаких экранов, потому что именно они отвлекают ребенка чаще всего.

Начните чтение книги с изучения обложки. Покажите ребенку интересную информацию о книге, прежде чем начнете читать, познакомьте его с автором и иллюстраторами. Прочитайте аннотацию и обсудите, о чем может быть эта книга. Поговорите о том, что каждый из вас, возможно, уже знает об этой книге.

Если в книге есть рисунки или фотографии, пролистайте книгу и изучите их все, пытаясь извлечь как можно больше информации. Как правило, после этого у ребенка возникает желание прочитать эту книгу.

Что делать, если ребенок не хочет слушать?

Вы читаете историю с выражением, стараетесь, уже сами переживаете за зайчат, которых мама оставила одних дома, а маленький Саша...вертится в кресле, грызет руку и с напряжением смотрит в окно.

- Саша, ты почему не слушаешь?
- А...
- Сядь ровно и слушай внимательно!

Только что перед вами был самый краткий пример того, как делать НЕ надо. Ребенку может быть некомфортно, действительно неинтересно, либо же культура чтения еще совсем некрепка. О том, что делать в такой ситуации, мы расскажем ниже.

Самые простые способы вовлечь ребенка в процесс чтения, а также полезные рекомендации по работе с текстом, были опубликованы в наших социальных сетях.
«Не ругать, не сдаваться, хвалить» - статья в « ВКонтакте » и Facebook - где вам удобнее!

  • Читайте с выражением. Для этого не надо обладать театральным талантом или говорить по-ролям, меняя тон голоса, но выделять хотя бы по слову в предложении желательно.
  • Если ребенок комментирует прочитанное - хвалите его за самые интересные моменты.
  • Не пытайтесь подкупить ребенка: почитаем немножко - куплю тебе шоколадку, так он решит, что страдание из-за чтения - нормальное поведение и заслуживает ответной реакции.
  • Еще раз о картинках: показывайте иллюстрации каждый раз, когда они описывают сцену, которую вы читаете в данный момент.
  • Используйте методику «отсутствующих слов» - делайте паузу перед тем, как произнести слово, о котором ребенок может догадаться. Пусть сам попробует закончить фразу за маму, которая внезапно задумалась. И обязательно похвалите!
  • Перед началом чтения вспомните наши советы про обложку и автора - попытайтесь предугадать, что же будет твориться в книге, обсудите, что нового из нее можно узнать.
  • После каждого отрывка большой книги или каждого рассказа обсудите его с ребенком. Задавайте вопросы. Если ребенок маленький, и вы читаете одну и ту же книгу каждый раз, задавайте одинаковые вопросы: так малыш запомнит и будет отвечать с удовольствием.
  • Если дошколенок не обращает на вас внимания, пока вы читаете, не задавайте ему вопросов.
  • Упростите текст а) если в нем есть непонятная лексика б) если можно разбить длинное предложение на несколько коротких в) если можно повторить значимые фразы или мысли г) если можно безболезненно для смысла выбросить целые абзацы.
  • Показывайте положительный пример: никаких потрепанных или порванных книг, а также неуважительного к ним обращения. Читайте при ребенке, когда он занят своими делами (можно даже про себя, просто демонстрируя, что это интересно и важно).

Почему важно задавать вопросы во время устного чтения?

Исследования показали, что для лучшего понимания текста и отработки этого навыка просто слушания недостаточно. Хотя устное чтение и пробуждает воображение, и активизирует память, и позволяет ребенку включаться в процесс. Тем не менее, любовь к чтению, формирование словарного и опорного запасов, коммуникативные навыки и понимание можно тренировать с помощью вопросов.

Согласитесь, вы лучше запоминаете прочитанное, если ваши друзья просят пересказать содержание книги. «Ой, а что там точно было с Билли Миллиганом?», - спрашивают на корпоративе, и вы, явно наслаждаясь возможностью блеснуть познаниями в современной классике, начинаете свое повествование. Поверьте, с ребенком все то же самое! Только на корпоратив ему пока не надо.

Когда мы просим детей что-то нам объяснить, предугадать, высказать свое мнение или просто напомнить деталь, которую мы, беспечные взрослые, опустили - они вовлекаются в процесс, а навыки понимания значительно улучшаются, потому что надо:

Вспомнить детали;
- сделать выводы;
- вообразить сюжет;
- пофантазировать;
- иногда даже, как Шерлок Холмс, установить мотив!

Важно отметить, что вам придется попросить ребят отвечать на вопросы полными предложениями: так ребенок еще и научится общаться грамотно и использовать в речи более сложные конструкции. К тому же, необходимость отвечать на вопросы подробнее, приучит его слушать внимательно. В скором времени дошколенок и младший школьник начнут гордиться тем, что могут разговаривать «как взрослые», говорить красиво и получать похвалу.

Вопросы первого типа. Проверяем детали

Кто принес письмо Гарри Поттеру?
- Чего боялся котенок Гав?
- Кем работал Дядя Степа?
- Кто сидел под шляпой в рассказе «Живая шляпа»?
- В кого превратился гадкий утенок?

Вопросы второго типа. Проверяем понимание текста

Как думаешь, была ли Хозяйка Медной горы злой?
- Волшебник изумрудного города тебе нравится, или он больше похож на обманщика?
- Правильно ли поступили мальчишки в рассказе «Ровно 25 кило»? А ты бы что придумал(а)?
- Маугли было бы лучше остаться со зверьми?

Кто-то запоминает все прочитанное, ну а кто-то забывает большую часть информации уже через пару дней или недель. Многое зависит от памяти, но также не стоит забывать, что важную роль играет методика чтения. Как показали исследования, большая часть людей лучше запоминает информацию при прочтении её вслух. Но все же это индивидуально, поэтому каждый читает так, как ему удобно.

Читать вслух или про себя: как лучше?

Не существует единственно точного ответа на этот вопрос, так как все зависит от индивидуальных особенностей человеческого организма. Кто-то может сконцентрироваться только когда читает про себя и не отвлекается. Кто-то же лучше запоминает данные, прочтя их вслух. Но все же согласно общей статистике, чтение вслух имеет гораздо больше преимуществ, поэтому рекомендуем регулярно практиковать его. Даже если в первое время вам будет неловко, через несколько недель вы привыкнете и заметите, что прочитанное стало «усваиваться» мозгом гораздо лучше.

Как лучше — читать вслух или про себя? Если вы хотите запомнить максимальный объем информации, лучше читать про себя. Если же вы хотите развить фотографическую память и произношение, рекомендуем читать вслух. Оба вида чтения имеют как плюсы, так и минусы.

Недостатки чтения вслух:

  • Вы концентрируетесь на произношении, в результате чего мозг не запоминает больше половины прочитанного;
  • Длительное привыкание — кому-то потребуется несколько дней для того чтобы привыкнуть читать вслух, кому-то даже несколько недель.
  • Вы часто отвлекаетесь на произношение тех или иных слов.

Пожалуй, из минусов всё. Согласитесь, это не так уж и много. Преимуществ у методики гораздо больше.

Преимущества чтения вслух:

  • Улучшение дикции и произношения;
  • Улучшение зрительной памяти;
  • Улучшение правописания (вы будете обращать больше внимание на то, как пишутся слова, на пунктуацию);
  • Повышение концентрации.

Чтение вслух имеет гораздо больше преимуществ. Если вы хотите научиться четко выражаться и красиво говорить, а также заполнить пробелы в орфографии, каждый день читайте по несколько страниц вслух.

В каких случаях лучше выбрать чтение про себя? Если вам нужно освоить максимальный объем данных в краткие сроки, выбирайте этот способ.

В повседневной жизни мы читаем молча (интернет, газеты и журналы, документы). Мозг пропускает большое количество информации и часто мы даже не замечаем ошибок в тексте. Пора выходить из зоны комфорта и читать вслух!

Ознакомьтесь с нашей статьей Как понимать то, что читаешь: советы

Как начать читать вслух? Приучить себя будет сложно, но возможно. Прежде всего, выбирайте ту литературу, которая вас интересует. Вряд ли вы сможете заставить себя читать вслух неинтересную книгу. Текст должен быть максимально легким к прочтению.

Теперь определяемся с объемом. Начните с одной страницы, через неделю увеличьте до полутора, затем — до двух и так далее. Читайте не спеша и не пытайтесь сразу же справиться с половиной книги.

Читать вслух или про себя? Многие специалисты рекомендуют тренировать свой мозг и стараться чаще читать вслух. Такое чтение развивает ваш мозг и заставляет его работать по максимуму. Несмотря на то, что в первое время у вас могут возникнуть трудности, не останавливайтесь на достигнутом и не прекращайте делать это. Через несколько недель у вас выработает полезная привычка.

1. Тренируем артикуляцию. Читая вслух, мы проговариваем слова, заставляем себя звучать членораздельно и четко. Обычно мы говорим, не сильно утруждая себя, проглатывая и зажевывая. С художественным текстом это не пройдет (если только герой не говорит в такой манере). Тут как на любой тренировке – сегодня заставил себя, завтра сам не заметил, как навык сработал в реальных условиях.

2. Разрабатываем интонирование и учимся спокойным паузам. В повседневной речи мы используем привычный стиль изложения: похожие конструкции, одни и те же слова. Но художественный текст передает много оттенков: герои кричат, говорят вкрадчиво, небрежно кидают резкие фразы. Описательные части тоже отличаются в зависимости от контекста: сражение и осенний лес звучат в тексте по разному. Для хорошего прочтения придется найти способ выразить эмоцию в речи! Это и есть интонирование. Читая художественный текст вслух, мы заставляем себя менять коммуникационную привычку и речь становится ярче.

Регулярно тренируясь, мы расширяем активную палитру эмоциональных красок в речи, правильного темпа, пауз в нужных местах. А, значит, не задумываясь, говорим так, что слушатель не подумает зевнуть.

3. Увеличиваем словарный запас. Активный словарный запас – к счастью, достаточен, к сожалению, ограничен. Новые слова в речи не появятся, если их не произносить. А, читая книги, мы находим свои слова, близкие нам, обращаем на них внимание, произносим. Кроме слов мы приобретаем обороты, новые способы построения фраз, манеры убеждения и описания. Таким образом с одной стороны мы актуализируем пассивный запас – вспоминаем звучную лексику, вводим ее в речь. А с другой– выучиваем новые слова, обогащаем «арсенал».

Зачем нужен большой словарный запас? Он позволяет лучше выражать мысли, проще создавать желаемый образ и слыть умником. По речи вы всегда сможете определить интеллигентного и начитанного человека (вспомните Познера):или Невзорова:

Читая вслух, мы выходим за рамки привычной модели речи, говорим не как всегда. Как надо читать? Главное правило – по-разному. В зависимости от текста. Задача максимально передавать эмоции и акценты, заложенные автором. Как чувствуем. Где - то растет динамика повествования и мы говорим быстрее, где-то медленная и мягкая беседа, где-то восклицания, где-то шепот. Не надо переигрывать, надо служить проводником и оживлять текст голосом. Ваша задача выйти за рамки привычной речевой манеры, а не побыстрее прочитать. Помните, автор много над текстом работал, выстрадал его, для вас запарился.

Продолжительность чтения: 15-30 минут в день – отличное время тренировки.

Если есть возможность, читайте кому-нибудь. Это красивая привычка, способ скоротать время, сблизиться. Но для упражнения важнее, что такой контекст ближе к обычной коммуникации – есть слушатель. И так мы склонны больше стараться.

P.S. Этот совет будет неполноценным, если не сказать про стихи. Стихи – это то же самое, только лучше, потому что сложнее. Сложнее передать смысл, соблюдая паузы и интонации. Читайте их вслух, учите, читайте другим. Рэп тоже считается.

  1. Предлагаем начать с рассказа «Троллев мост» Нила Геймана – https://pikabu.ru/story/trollev_most_4199385 А это его лекция от о пользе чтения художественной литературы. Нил не зажигает, но смыслы важные передает https://www.youtube.com/watch?v=Fx5MxUaeeoY
  2. Для любителей видео. Тут парень про это говорит, но не так убедительно: