Флеш карточки для запоминания. Флеш карточки для запоминания слов онлайн. Упражнение на дыхание

Макото Шичида предупреждает, что методика рассчитана на долгосрочный результат. К каждому уроку нужно готовить новые карточки, которые нельзя повторять.

О методике раннего развития, разработанной японским профессором Макото Шичида, в нашей стране стало известно совсем недавно. Однако среди тех, кто уже успел с ней познакомиться, не найдётся такого, который бы не проникся этой удивительной философией воспитания. И, если вы не готовы полностью включить её в жизнь своего дошколёнка, то точно позаимствуете некоторые упражнения и техники развития.

Все дети гениальны от рождения

Посвятив изучению головного мозга более 40 лет своей жизни, Макото Шичида пришёл к выводу, что полушария нашего мозга устроены неодинаково и выполняют разные функции. Так, левое отвечает за логику, оно извлекает информацию и стирает лишнее. В правом, напротив, заложен творческий потенциал, оно навсегда «архивирует» все, что когда-то даже мельком видел человек.

Учёный утверждает, что возможности человеческого мозга безграничны, нужно лишь вовремя дать ему «пищу». Вместе с другими исследователями, проповедующими раннее развитие, он считает, что все без исключения новорождённые наделены огромным количеством способностей. Задача родителей – не «растерять» потенциал ребёнка, создав благоприятные условия для его развития.

Идеи Шичиды в корне отличаются от современного дошкольного образования, где стремятся к раннему стимулированию логико-знакового мышления. Такой подход глушит творческое начало ребёнка и приводит его шаблонным действиям.

Методика Шичида направлена на развитие органов чувств, сознательном задействовании правого полушария.

Профессор предлагает давать не набор знаний ребёнку, а вооружать его способностью к запоминанию, а именно развивать фотопамять, чтобы в дальнейшем малыш мог успешно учиться и работать, не теряя силы на зубрёжку. Вместе с этим проявятся и лингвистические способности, и скорочтение.

В раннем возрасте можно пробудить и творческие таланты человека – воображение, способность к нестандартным решениям, любовь к искусству. В большей степени эти качества зависят от умения воспроизводить в голове образы и представления, что нереально без созревания правого полушария.

В это сложно поверить, но и умение интуитивно принимать правильное решение тоже можно развивать. Профессор предлагает ряд упражнений, которые научат ребёнка пользоваться не только известными нам пятью органами чувств, но и включать шестое, которое относится к правому полушарию. Улавливая альфа-сигналы, издаваемые предметами и окружающим миром, маленькие детки способны к предвидению, телепатии и другим паранормальным явлениям.

Но главное условие гармоничного развития личности по методике профессора – это абсолютное отсутствие насилия над его волей. Любовь, доверие и уважение – вот что способно подтолкнуть малыша к занятиям.

Суть правополушарного метода

Во всех упражнениях, которые Шичида предлагает ежедневно проводить с малышом, активно задействовано правое полушарие. И это не случайно. До 3 лет именно оно является доминирующим у крохи, левое же находится в подчинённом состоянии.

Рождаясь, маленький человек получает огромную сеть нейронов, связывающих его полушария. Если их не использовать в первые три года, они исчезнут. Можно заниматься и позже, но такого высокого результата уже не будет, предупреждает Шичида.

Это кажется чудом, но полусекундная демонстрация огромного количества карточек действительно приносит пользу дошкольникам, их мозг к шести годам имеет одинаково развитые полушария. Эффективность данного метода научно доказана множеством исследований, в том числе и Гарвардского университета.

Все это непонятно и загадочно, но стоит лишь немного вникнуть в методику и познакомиться с её занятиями, как сразу становится ясно, почему дети, на которых она применяется, столь успешны в обучении и развитии. Не прилагая усилий, они способны запомнить огромное количество информации, легко осваивают языки, быстро читают и считают, некоторые раскрывают даже телепатические таланты.

Особенности занятий

Чем младше ребёнок, тем лучше будет работать методика. Шичида рекомендует начинать с полугода до 6 лет. Что же будет делать шестимесячный ребёнок на занятиях? Наблюдать, как выполняют упражнения его родители. Школы Шичиды дети посещают вместе со взрослыми. Находясь на руках мамы или папы, малыш максимально вовлечён в процесс, и вскоре начинает помогать им и справляться с заданиями самостоятельно.

Основная идея профессора – заниматься с детьми в очень быстром темпе, в таком, где на каждую игру отводится всего 1-2 минуты. При этом необходимо создать максимально доброжелательную и спокойную обстановку, в которой малышу будет легко сконцентрироваться на упражнении.

Именно отсутствие стресса в совокупности с динамичным темпом включает в работу правое полушарие и способствует его развитию, уверен учёный.

Примеры упражнений и как к ним готовиться

Проведение занятий по методике требует огромного разнообразия материалов. Они не должны повторяться более чем раз в 2-3 месяца. Конечно, если вы не успели подготовиться, лучше поработать с теми материалами, которые уже были задействованы, чем совсем пропустить занятие.

Подбирая упражнения, родители должны самостоятельно определиться со степенью его сложности. Если, выполняя их, малыш не укладывается в 1-2 минуты, ему стоит помочь и в следующий раз предложить облегчённый вариант задания.

Занятия лучше проводить ежедневно. Это довольно сложно делать дома, поэтому разрешается 2-3 раза в неделю провести полноценные уроки, а к остальным подобрать лишь основные упражнения. В зависимости от возможностей дошкольника занятие длится от 15 минут до часа.

Лучше всего приступать к занятиям утром или сразу после дневного сна, когда мозговая активность ребёнка выше.

Настрой

Как уже говорилось, обучение должно проходить в комфортной и спокойной обстановке. Если малыш возбуждён или не в настроении, лучше немного отложить урок и постараться его отвлечь: почитайте любимую книгу, поговорите, можно просто посидеть в обнимку.

За 10 минут до начала занятий необходимо включить музыку с альфа-волнами, во время урока её нужно немного приглушить и оставить для фона. В своих книгах Шичида упоминает композиции Джефри Томпсона. Следует помнить, что эту музыку не стоит включать вне занятий.

Затем можно приступить к специальным упражнениям на расслабление, которые помогут настроиться на обучение.

Упражнение на дыхание

Дети до года обычно ещё не умеют дуть, остальным можно предложить задувание свечки, бульканье через соломинку в стакане с водой, мыльные пузыри. Также подойдут вертушки из фольги, которые приходят в движение от потока воздуха, или подвешенные на ленточках перья.

Шар энергии

Это упражнению на визуализацию может многих немного напугать или показаться бредом, но дети его очень любят и воспринимают как нечто сказочное.

Предложите малышу потереть ладошки друг о друга быстро-быстро, чтобы они стали тёплыми. Затем, собрав всю энергию с рук, лепим воображаемый шар энергии. Когда он «станет» большим, им можно умыться или съесть! Если малышу ещё нет года, и он не сможет проделать эти манипуляции, можно усадить кроху на колени и «управлять энергией» при помощи его ручонок.

Работа над фотографической памятью

Развитие фотографической памяти – это не только мелькание карточек, как считают некоторые родители. Помимо этого, у доктора Макото есть ещё целый ряд упражнений.

Сетка памяти

Дошкольнику предлагается расчерченный на квадраты лист (или стеллаж с полками, коробка из-под яиц), где в каждой ячейке лежит карточка с изображением (или игрушки, мелкие предметы). Малыш смотрит на них некоторое время и старается запомнить. Затем карточки необходимо смешать, чтобы будущий гений расставил их по своим местам.

В эту игру можно играть с детками, которым уже исполнилось 2,5-3 года. Можно усложнить задание — при смешивании убрать одну карточку или добавить новую и попросить малыша догадаться, что изменилось.

Цепочка памяти

В данном упражнении детям необходимо запомнить цепочку картинок или предметов, которую взрослый связал какой-нибудь абсурдной историей. Например, в логичной истории птичка взлетела на дерево и съела яблоко, а в абсурдной птичка упала с яблока и съела дерево, или в логичной истории из стакана пьют сок, а в нашей истории в стакане моют посуду и т. д.

В таких историях малыш не сможет воспользоваться ассоциациями, а, чтобы запомнить предметы, его мозгу придётся задействовать правое полушарие. Если говорить о возрастных рамках – главное, чтобы малыш уже понимал абсурдность истории (2-3 года).

Мандала – карточка с симметричным рисунком из геометрических форм. Его сложно анализировать, поэтому мандалу используют для расслабления и концентрации.

В упражнении крохе показывают картинку в течение 5 секунд, затем убирают и просят схематически обозначить её цвета на шаблоне узора.

Данный метод основан на том, что сетчатка глаза способная сохранять запомнившиеся цвета непродолжительное время.

Для совсем маленьких деток можно придумать упрощённый вариант игры: подберите две мандалы, которые отличаются лишь несколькими элементами. Вначале покажите одну, затем обе и попросите малыша вспомнить, какую из их он видел первой.

Вместо мандал можно нарисовать две симметричные картинки, одну из которых нужно раскрасить, или воспользоваться изображениями типа «найди отличия».

Флэш-карты

Данный игровой материал представляет собой набор карточек с изображениями, с которыми необходимо знакомить кроху в очень быстром темпе (около половины секунды). За одно занятие должно быть показано 100 картинок.

К каждому уроку нужно готовить новые карточки, которые нельзя повторять в течение нескольких месяцев. Это создаёт большую сложность при подготовке к упражнению, ведь за год придётся приготовить около 36 тыс. изображений. Естественно в домашних условиях это сделать невозможно, поэтому многие родители заменяют карточки на слайды, которые демонстрируются на проекторе или обычном компьютере.

Показывая флеш-карточки Шичида, не забывайте называть, что на них изображено. Так, воспринимая зрительный образ и речь, кроха развивает фотографическую память.

Многие могут увидеть в этом упражнении схожесть с методикой Домана, однако японский ученый предлагает не вкладывать в ребёнка академический набор знаний и понятий, а лишь развивать правое полушарие при помощи мелькания образов.

Для развития воображения, восприятия и других психологических процессов профессор рекомендует играть с ребёнком в древнюю головоломку Танграм. Она представляет собой 7 плоских фигур, из которых необходимо сложить новую фигуру. Вы выкладываете образец – малыш повторяет. Можно усложнить упражнение и предложить повторить узор по памяти.

Кроме этого можно воспользоваться или обычным конструктором.

И снова моторика!

О её влиянии на развитие головного мозга известно даже самым ленивым родителям. И, если у вас подрастает малыш, то наверняка вам знакомы такие занятия, как шнуровка, нанизывание бусин, оригами, вырезание, раскрашивание, магнитная рыбалка и многое другое, но не дольше 2 минут за урок.

Игры на воображение

Попросите малыша представить себя кем-нибудь и изобразить это действиями. Например, «Представь себя птичкой. Покажи, как ты радуешься весне, строишь гнездо, летаешь в небе».

Ребёнку постарше можно предложить выдумать историю и добавить неё как можно больше подробностей. Например, «Мы отправились в поход. Как пойдём? Что увидим? Какая будет погода?».

Чтобы мозг крохи мог мыслить креативно, ему нужна регулярная «подпитка», которая даст своеобразный фундамент для созидания чего-то нового. Речь идёт о впечатлениях, эмоциях, интересном опыте и т. д.

Развитие математических способностей

Как и Глеб Доман, его японский коллега предлагает использовать для этого показ карточек с примерами. Только у Шичиды на них могут быть изображены не только точки, но и изображения цветов, фруктов, животных, чтобы стимулировать у крошки интерес к обучению.

Сенсорика

Упражнение на цветовосприятие

Подберите несколько изображений известных картин. Предложите ребёнку с помощью карточек палитры или набора карандашей найти на картинах нужные цвета или убрать те, которые не присутствуют в композиции.

Интуиция

Тем, кто скептически относятся к эзотерическим способностям можно пропустить этот блок упражнений, остальным можно попробовать развить «шестое чувство» у ребёнка.

Попросите малыша угадать, под какой коробочкой спрятан предмет, или в какой руке зажата конфета. Также можно разложить перед крохой перевёрнутые карточки и попросить «почувствовать», на какой из них изображён жучок, например.

Физические упражнения

Элементы физической активности обязательно должны присутствовать при любом обучении. Небольшая зарядка не позволит крохе быстро утомиться и будет полезна для здоровья.

Также следует включить в занятие и гимнастику для глаз. Для самых маленьких гениев подойдёт звенящий колокольчик, которым родители водят в разных направлениях. Деткам постарше подойдут для разминки специальные картинки.

Любовь, как главный компонент

Именно любовь родителей Макото Шичида выдвигает на первый план в развитии ребёнка, но её нужно ещё донести до сердца любимого чада. Для этого он предлагает взрослым три удивительных способа.

Крепкие 8-секундные объятия

Да! Ровно столько времени нужно, чтобы ваша любовь успела дойти до сердца малыша. После того, как кроха порадовал вас хорошим поступком или помог, заключите его в свои объятия и скажите, как он важен для вас и как сильно вы в нём нуждаетесь. После такой реакции любому ребёнку захочется быть послушным и хорошим.

Будьте внимательными

Речь идет об активном слушании своего чада, когда взрослый выражает понимание к его чувствам и переживаниям. Не умаляйте значимость «проблем» ребёнка, это вам они кажутся пустяковыми, а для него на данный момент они очень важны. Например, на фразу крохи о том, что ему не хочется идти в гости, обычно родители начинают поучать и называть это капризом, а нужно расспросить ребёнка, почему он не хочет, может его тяготит что-то и ему нужна помощь и поддержка.

5 минут для того, чтобы стать хорошим

Теперь действуем на бессознательное крохи. Мам всегда что-то не устраивает: ложится не вовремя, ногти грызёт, не хочет идти в сад. Профессор рекомендует настроить ребёнка на нужный лад, когда тот засыпает. Как только малыш закрыл глазки, нашепчите ему на ушко свои желания в течение 5 минут, и они обязательно сбудутся!

Например, «Маша, ты уснула. Спать здорово и полезно. Ты будешь крепко-крепко спать всю ночь, а утром проснёшься бодрой и жизнерадостной. Мама тебя очень сильно любит, ты послушная и добрая девочка и т. д.» — и проблемы с засыпанием вскоре исчезнут!

Такой, простой на первый взгляд, метод на практике оказывается очень эффективным. Это подтверждают многочисленные отзывы благодарных родителей, которые забыли про детские истерики и непослушание.

О воспитании родителей

Вся ответственность за развитие и воспитание малыша лежит на родителях. И чтобы оно было гармоничным, взрослые должны сами поверить в ребёнка и его способности.

В своих трудах профессор даёт родителям ещё несколько полезных советов по воспитанию:

  • не акцентируйте внимание на недостатках своего чада;
  • не ждите, что ребёнок будет идеальным;
  • никогда не сравнивайте его со сверстниками;
  • любите ребёнка не за что-то, а вопреки;
  • не делайте обучение единственным направлением в вашем взаимодействии.

Конечно, добиться полного воплощения методики в жизнь очень сложно. Но попытаться сохранить и преумножить умственный потенциал ребёнка, дарованный ему природой с рождения, все же под силу даже обычным родителям.

Флеш-карточки, их просмотр является очень важной составляющей методики Макото Шичиды и в тоже время, иногда именно этот пункт вызывает вопросы и сложность его выполнения на практике. Давайте рассмотрим, что это такое, для чего нужны и какую функцию выполняют флеш-карточки в развитии ребенка.

Флеш-карточки - это карточки с изображениями различной тематики. На каждую тему необходимо не менее 10 карточек с изображениями. Темы самые разные: животные, растения, страны, пища и т.д. Размер карточки должен быть удобен для просмотра ребенком, поэтому если это печатный вариант, то чаще всего они равны размеру листа А5.

Должны ли быть на флеш-карточке слова? Методика Макото Шичиды предполагает, что флеш-карточка должна содержать только изображение. Флеш-карточками со словами можно обозначать названия тем.

Просмотр флеш-карточек должен быть быстрым (0,5-1 сек на карточку), иначе они будут обрабатываться только левым полушарием, а по методике при просмотре должны быть задействованы функции правого полушария.

Каковы цели просмотра флеш-карточек.

Правое полушарие мозга, как библиотека, которую можно использовать для хранения информации, чтобы использовать ее в будущем. Раннее детство является периодом, когда легко вводить информацию в эту библиотеку. Чтобы убедиться, что она сохранится в правом полушарии, как мы уже говорили, вы должны показывать и проговаривать названия флеш-карточек быстро. Только так, по утверждению Шичиды, активизируется именно правое полушарие мозга и вся полученная информация усваивается им. Левое полушарие мозга работает медленно, поэтому для поглощения новой информации нужно время и, когда Вы представляете информацию слишком быстро для него, чтобы понять ее «включается» правое полушарие.

Просмотр быстро сменяющихся флеш-карточек развивает правое полушарие. Это как своеобразная разработка его мышц, чтобы сделать правое полушарие «сильнее».

Демонстрация флеш-карточек помогает тренировать функции воображения и визуализации, развивается фотографическая функция памяти ребенка.

По правилам Шичиды, просмотр должен сопровождаться произнесением названия карточки, что помогает развивать связи между левым и правым полушариями мозга. Это происходит за счет того, что изображения обрабатываются посредством правого полушария, а слова (речь) обрабатываются левым. Поэтому быстрый просмотр флеш-карточек с одновременным звуковым их сопровождением развивают оба полушария и укрепляют их связи.

Сколько флеш-карточек необходимо показывать Вашему ребенку в день.

Некоторые показывают столько, сколько сможет высидеть ребенок, пока интерес его не пропал. В книге Шичиды описывается случай, кода одни родители поставили цель - показать их ребенку 20000 карт, охватывающих широкий круг вопросов. Достигли они этой цели, когда ребенку исполнилось два года.

Если Вы только начинаете - количество должно быть в среднем 60 флеш-карточек в день или меньше. Это займет около минуты, так как на просмотр одной карточки необходимо тратить не больше одной секунды. В дальнейшем количество флеш-карточек увеличивайте постепенно и доводите до такого числа, которое удобно для ребенка, т.е. все зависит от того, сколько времени он может сидеть и внимательно смотреть. При просмотре обязательно проговаривать название карточки.

Создание флеш-карточек.

Большинство родителей, начинающих реализовать методику Макото Шичиды сталкиваются с проблемой создания флеш-карточек. Подбор карточек иногда занимает несколько часов, а показ их ребенку считанные минуты или секунды. К тому же не все умеют быстро перелистывать карты и успевать говорить названия.

В помощь у нас на сайте есть специальная программа онлайн просморта флеш-карточек , база которой постоянно пополняется. В программе показываются карточки по различным темам с озвучкой их названия. Особенностью программы является несколько временных режимов - 0,6 сек, 0,8 сек и 1 секунда. Это выбор скорости, с которой Вы бы хотели, чтобы пролистывались карточки. Есть также ручной режим, при котором Вы самостоятельно листаете карточки. Более подробно о программе

Воспользоваться самой программой можно, нажав

Использование этой программы значительно упрощает подготовку к занятиям по методике Шичиды.

Конечно, Вы можете дополнять просмотренные флеш-карточки или заменять иногда собственными презентациями. Например, можно создавать флеш-карточки на основе прочитанных недавно книжек или на основе тематического занятия. На каждую тему необходимо, по-крайней мере, 10 изображений. Это количество придумано не нами, в странах, где активно реализуется эта методика указывается именно эта цифра. К тому же карточки, которые можно заказать на японском сайте, посвященном методике Шичиды, идут в количестве именно по 10 на тему. Если тема одна, например животные, то карточки разделяются: животные 1, животные 2 и т.д.

В книге Шичиды подчеркивается, что количество карточек важнее, чем качество. Инструкторы метода Шичиды советуют родителям не показывать те же флэш-карточки более чем 3 раза, потому что детям становится скучно, если они видят один и тот же материал снова и снова. Поэтому, чем больше различных флеш-карточек Вы будете показывать ребенку, тем больше Ваш ребенок узнает о мире и больше вероятность удержания его интереса на данном занятии.


Новый язык – новые слова. Впереди – бесконечные списки, прописи, упражнения, стикеры, что угодно, лишь бы уложить в голову пару-тройку новых выражений. Один из способов делать это регулярно и эффективно – флеш-карточки (flash-cards).

Что такое (флеш-)карточки?

Карточки – это способ учить новые слова, словосочетания, устойчивые выражения, конструкции и даже грамматику. Это не новый метод. До бурного развития Интернета карточки жили на полках лингвоманов – тысячи картонных карточек, исписанных с двух сторон. В таком варианте они существуют и сейчас. Если вы – кинестетик и любите такого рода рукоделие, вам понравится вырезать карточки из картона. В классическом виде с одной стороны карточки пишем слово на родном языке, а с другой – на изучаемом. Готово? Берем карточку, смотрим на одну сторону, например, на слово на иностранном языке. Вспоминаем, как оно переводится. Поворачиваем карточку и проверяем себя. Аналогично работают и электронные карточки (флеш-карточки), только ножницы и картон для них не понадобятся.

Как эффективно учить слова с помощью карточек?

Учить отдельные слова – не вариант. Так они мертвым грузом оседают где-то на задворках памяти. Вероятность, что слово вспомнится в нужный момент, очень низкая, а вот времени и усилий на то, чтобы его выучить, будет потрачено много. Что делать? Как учить в таком случае? Olly Richards, Barbara Oakley и другие рекомендуют учить не отдельные слова, а chunks.

Chunks – это такие короткие автономные кусочки. В случае с языком – это словосочетания и фразы, которые можно сразу употребить в разговоре или на письме. Как работать с chunks или с formulaic language можно почитать в блоге The Lousy Linguist на русском языке.

Какими должны быть хорошие карточки?

  • Короткими . Длинную карточку вы вряд ли дочитаете до конца. Это особенно важно, если вы пользуетесь определениями слов на изучаемом языке, а не их переводом. Три-четыре слова, быстро прочитали – быстро вспомнили.
  • Простыми . Снова же, если вы пользуетесь определениями слов, не копируйте из словаря определение с незнакомыми словами. Так карточку не получится выучить ни с одной из сторон. Примеры и контекст должны содержать только понятные слова и структуры.
  • С контекстом . Слова без контекста – тот же мертвый груз. Чтобы запомнить слово, необходимо видеть пример его употребления. И в карточках «ручной работы», и в электронных (Anki) можно указать контекст. А сервис для чтения readlang.com даже сам покажет вам контекст, в котором вы встречали слово. Уместный контекст цементирует новое слово в памяти.
  • С ассоциациями . Ассоциации можно нарисовать от руки, а можно вставить подходящую картинку в карточки в программе. Главное, чтобы они работали. Особенный акцент на ассоциации сделан на платформе Memrise .

Как создавать карточки?

  1. Вручную . Пачка картона, ножницы, ручки, фломастеры – и вперед. Можно упростить процесс: создать карточки с помощью Flashcard Maker от Cambridge и распечатать уже готовые.
  2. В программах . Одни из самых популярных:
  • Memrise – https://www.memrise.com/
  • Quizlet – https://quizlet.com/

Все три программы бесплатные, но у Memrise и Quizlet есть платные версии.

Чем хороши электронные карточки?

Электронные флеш-карточки хороши тем, что программа автоматически напоминает о повторении. Причем напоминают они о себе не каждый день, а по принципу интервального повторения. Если повторение проходит успешно, время до следующего повторения возрастает. Если же слово подзабыто, программа напомнит о нем пораньше. Картонные карточки на полке так не умеют. К тому же картонные карточки не очень удобно возить с собой, а электронные – всегда наготове в смартфоне или планшете.

Какую программу выбрать?

Anki – конструктор:

Практически неограниченный функционал. С помощью кода в Анки можно прописать любой формат карточки, начиная переводом слов (слово-перевод) и заканчивая неправильными глаголами (перевод и еще четыре поля для форм глагола).

В карточку можно добавить картинки и аудио. Текст можно редактировать: выделять разными цветами и шрифтами, что очень удобно, чтобы, к примеру, учить род существительных. Можно написать карточки, которые требуют не просто вспомнить слово, а прописать его. Тогда программа еще и выделит все ошибки.

Чтобы ознакомить пользователей с функционалом Анки, разработчики написали инструкцию , а в Интернете можно найти мануалы и лайфхаки.

Как создавать эффективные карточки в Анки. Gabriel Wyner написал на эту тему , основываясь на собственном опыте. В статье есть примеры о том, как надо и как не надо, но на английском.

Скромный дизайн. Ничего лишнего и никаких украшений. Анки – это хардкор:)

Memrise – запоминаем играючи:

Элементы игры : уровни, достижения, ежедневные цели, комьюнити и соревновательный элемент. Если вам нужно поддерживать мотивацию, а строгий Анки этого не позволяет, Memrise – отличный вариант. И с друзьями можно посоревноваться:)

Разнообразные задания . В отличие от Анки, тут все уже продумано за пользователя: типы заданий, что за чем и когда. Программа сама показывает карточки, предлагает создавать ассоциации, тестирует перевод, восприятие на слух и правописание.

Курсы от Memrise . Недавно по Европе прокатился MemBus. Это команда Memrise собирала материал для создания собственных языковых курсов. В результате, пользователи могут наслаждаться целыми сериями курсов, которые подходят даже новичкам. Курсы включают в себя видео с носителями, где произносится то или иное выражение, а также сами выражения, предложения, распространенные словосочетания. Это уже готовые качественные карточки. Если вы занятой человек и у вас нет времени на создание карточек, курсы от Memrise – это то, что нужно.

Платные сервисы – скорее приятный бонус, чем обязательная покупка. Платные сервисы связаны с персонализацией: личная статистика, дополнительные режимы тренировки, проработка слабых мест.

Quizlet – целенаправленная тренировка:

Разные режимы изучения слов. Тут тоже есть карточки, тесты, упражнения на прописывание слов и даже игры. Каждый режим можно тренировать отдельно, в зависимости от цели и настроения.

Режим «заучивания». В этом режиме продуманы разные форматы заучивания слов: карточки, прописывание, перевод в обе стороны. Форматы чередуются автоматически и без игр.

Платная часть. Добавить звук или картинки в Quizlet позволяет платная версия – Quizlet Plus. О ней написан


Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Система Лейтнера - это метод для эффективного изучаемого материала с использованием флэш-карточек, основанный на интервальных повторениях. Впервые этот инструмент стал применять немецкий ученый и журналист Себастьян Лейтнер в 70-х годах XX века. Отсюда и название.

Чаще всего флэш-карточки применяются при , но и для запоминания любой другой информации отлично подходят. Вы, например, могли видеть в американских фильмах, как готовясь выступить на свадьбе или важной встрече, авторы записывают на подобных карточках тезисы своей речи. Таким же образом готовятся к экзаменам, учат программирование.

Для работы с карточками существуют специальные приложения для смартфонов, но сделать их можно и вручную. Давайте разберемся с тем, какой вариант лучше, а также в целом поговорим о данном методе.

Приложения для работы с флэш-карточками

Все зависит от того, что именно вы хотите изучать, но некоторые из следующих приложений универсальны и годятся для многих целей.

  • Quizlet . Это приложение, которое вы можете скачать на свой смартфон (Android или iOS), а также открыть в браузере. Многими считается лучшей программой, работающей с флэш-карточками. Обладает приятным дизайном, наличием русского языка и удобной навигацией. Отслеживает прогресс и отправляет напоминания. Словом, чудо современной технологической мысли.
  • StudyBlue . Позволяет копировать карточки у других людей. Вы можете найти и создать группы, делиться там соответствующими карточками с теми, кто изучает тот же предмет, что и вы. Приложение позволяет добавлять аудиозаписи, картинки, а также устраивать викторины. Доступно для Android, iOS и в браузере. Программа платная.
  • StudyStack . Приложение, использующее механизмы . Вы можете учиться, разгадывая кроссворды и играя в логические игры. Также можно найти наборы карточек, устраивать викторины и взаимодействовать с другими людьми. Приложение доступно для Android, iOS, есть версия для браузера.
  • . Предназначен только для карточек: здесь нет модных функций, таких как викторины или игры. Создатели приложения утверждают, что вы можете удвоить скорость обучения. Доступно для Android и iOS .
  • Anki . Когда-то это было самое популярное приложение в этом жанре, но с тех пор у нее появилось множество конкурентов со своими преимуществами. И большинство из них превосходит Anki по дизайну. И все же приложение обладает серьезным функционалом и поддерживает все современные тенденции. Доступно для Android, iOS и браузера.

Теперь переходим к практическим советам.

И все-таки: цифровой или физический вид?

Вы можете создавать карточки в физическом или цифровом виде. Каждый имеет свои преимущества и недостатки. Определенно более интересно готовить физические колоды, но это также требует больших затрат времени. Также их очень сложно, порой невозможно, обновлять. Вам, скорее всего, придется выбрасывать такую карточку, тогда как в приложении такой проблемы не возникнет. Кроме того, с приложением вы можете в мгновение ока обмениваться карточками с другими пользователями.

Если вы очень загруженный человек, тогда выбор - приложения. Если хотите больше заниматься с детьми, тогда лучше использовать физические карточки. В этом случае придется создавать их своими руками или же покупать готовые: сейчас такие продаются в канцелярских магазинах.

И все же главное преимущество физического носителя в том, что это значительно веселее. Если вы будете заниматься этим не одни, то сам процесс создания карточек принесет массу удовольствия и вовлечет в процесс обучения.

Если вы используете приложения, прислушайтесь к этим советам, чтобы сделать процесс обучения наиболее эффективным.

Если у вас есть время, создайте свои собственные карточки

Когда вы делаете собственные карточки, то сильнее вовлекаетесь в процесс обучения. Это делает его более осмысленным и способствует запоминанию.

Отсутствие времени - не оправдание

Более того, это самообман. Флэш-карточки для того и созданы, чтобы ими можно было пользоваться в абсолютно любое время: в очереди, метро, пробке, за ужином и даже принимая ванную.

Как пользоваться карточками, так и создавать их, очень легко. Вы находите время, чтобы отвечать на сообщения в социальных сетях, значит, найдете и на обучение.

Разбейте учебные сеансы на отрезки по 10-15 минут

И снова поговорим про оправдания: как правило, мы не принимаемся за задачу, если ее полное выполнение требует нескольких часов, а доступно всего полчаса. Словом, мы ленимся, говоря себе: «Все равно работу полностью не сделаю».

С карточками все должно быть иначе. Заранее определите, что даже 10 минут хватит для того, чтобы получить ощутимую пользу. За это время можно повторить больше 100 слов и один этот факт означает, что не нужно себя обманывать и лениться.

К тому же еще раз задумайтесь: ваш «учебник» лежит прямо в кармане. Всего пара секунд и вы можете приступить к изучению слов и правил.

Пользуйтесь синергией

Синергия - это усиливающий эффект взаимодействия двух или более факторов, при котором совместное действие существенно превосходит простую сумму действий каждого из этих факторов.

Кстати, факторами могут быть и люди. Делитесь электронными карточками со своими друзьями.

Избегайте беспорядка

Если вы думаете, что беспорядок может возникнуть только в случае с физическими карточками, то ошибаетесь. Не скачивайте кучу всего, не прыгайте с колоды на колоду, не загромождайте их обилием изображений и текста. В идеале карточки должны давать учащимся ключевые сведения, которые помогают им достичь целей обучения максимально просто.

Вместо того чтобы заполнять карточки как можно большим количеством данных, делайте их краткими и понятными, чтобы вы имели возможность быстро и эффективно воспринимать и вспоминать информацию.

Придерживайтесь темы

Во время создания карточек может возникнуть соблазн «изучить все!». Вы захотите не только учить английские слова, но и математику, к примеру.

Каждая коллекция карточек должна быть сосредоточена вокруг определенной темы или предмета. Создание коллекций карточек, содержащих множество разных концепций или идей, обычно приводит к перегрузке, в результате которой вы лишь рассеиваете свое внимание.

Как можно чаще устраивайте себе экзамены

Многие люди очень боятся слова «экзамен», даже если это всего лишь электронная проверка. Но чем чаще вы будете себя испытывать, тем лучше. Это очень похоже на настоящую практику, поэтому несет неоценимую пользу.

Убедитесь, что карточки будут доступны на всех устройствах

Авторы многих приложений делают их мультиплатформенными. Это значит, что они доступны на телефонах и ноутбуках. Таким образом, вы можете учиться в транспорте при помощи мобильного приложения, а, придя домой, сесть за рабочее место и заниматься на компьютере.

Важные правила

Без правил в новом деле очень тяжело. Попробуйте придерживаться следующих.

Правило первое: не создавайте карточки лишь ради запоминания фактов

Зазубривание фактов - скучный способ обучения; а если вам скучно, значит, вы делаете что-то неправильно. Вот единственный факт, который вы должны запомнить: карточки могут быть полезными и интересными одновременно. То, что превращается в игру, запоминается намного лучше.

  • Объясните, используя свои собственные слова, почему эта информация верна.
  • Используйте мнемотехнику и аналогии.
  • Используйте визуальную помощь (картинки, скетчи).
  • Попробуйте найти аргументы за и против.
  • Перечислите как можно больше практических случаев.

Правило второе: создайте свою систему обучения

После подготовки карточек необходимо выработать систему обучения. В данном случае дисциплина намного важнее случайных занятий. Выработать базис можно, ответив на некоторые простые вопросы:

  • Как часто и когда конкретно вы будете учиться? Вариант: с утра и вечером по 15 минут, которые вы проводите в метро по дороге на работу и с нее.
  • Как следует объединять карточки, как часто обновлять их?
  • Нужно ли использовать картинки и аудиофайлы?
  • Стоит ли создавать свои колоды с нужными темами или же вы ограничитесь тем, что уже создано другими?

Правило третье: учитесь везде

Большое преимущество карточек заключается в том, что они просты и очень практичны в использовании. Вы можете взять с собой физическую колоду куда угодно, а если используете программное обеспечение, то все еще проще.

Это означает, что вы можете заниматься при любой возможности - в автобусе, в лифте, когда ждете в очереди и так далее.

Но не нужно одну неделю учиться как заведенный, а на следующей «перебрать» карточки пару раз. Попытайтесь выровнять количество часов, которые выделяете на обучение.

Правило четвертое: разбивайте сложные концепции на несколько вопросов

Если вы, предположим, учите историю, то наверняка знаете, что некоторые концепции слишком сложны для того, чтобы поместить их на одну карточку.

Поэтому нужно разбить их на несколько блоков. Удивительно, но сам этот процесс позволяет лучше впитывать информацию. Говоря о науке, сложные концепции опираются на более легкие, и если вы их поймете, что изучите в целом.

То же самое можно сказать и об изучении языка. Многие люди создают свои физические карточки для того, чтобы запоминать правила. Но они бывают сложные и громоздкие, поэтому лучше всего их разбить на несколько блоков, каждый из которых будет закрывать один случай использования. Например, изучая Past Perfect, создайте колоду таким образом, чтобы на одной карточке было одно мини-правило. Так, даже не зная все в комплексе, вы намного лучше будете разбираться в деталях.

Правило пятое: произносите ответ вслух

Японские служащие железной дороги разработали для себя правило, согласно которому произносят вслух фразу, означающую действие, которое они только что выполнили. Такой метод дает мозгу понять: «Информация очень важна!». К тому же, этот подход делает запоминание более ярким, так как подключает аудиальный канал.

Это правило особенно важно при изучении иностранного языка. Как мы знаем, когда вы учите, к примеру, английский, то на самом деле это четыре разных языка:

  • Чтение на английском.
  • Говорение и произношение на английском.
  • Понимание на слух английского.
  • Письмо на английском.

Есть люди, которые умеют прекрасно переводить печатные тексты, но совершенно не умеют произносить иностранные слова вслух. Поэтому при таком подходе вы убиваете сразу двух зайцев.

Правило шестое: не рассматривайте флэш-карточки как волшебную пилюлю

Карточки - отличное средство для обучения, но далеко не единственное. Поэтому лучшее, что можно сделать - объединить этот метод с другими, традиционными и не очень:

  • Тесты.
  • Учебники.
  • Изучение грамматики и правил.
  • Занятия с репетитором.
  • Практика.
  • Обучающие видео.

Карточки дают правильную, но не полную информацию, поэтому комбинируйте ее с чем-то еще, чтобы не осталось слепых пятен в обучении.

Правило седьмое: один вопрос - один ответ

Этого правила следует придерживаться в самом начале, когда вы еще только изучаете что-то для себя новое. Не стоит надеяться, что вы быстро будете взбираться на гору, ведь возможны длительные регрессы. Поэтому один вопрос - один ответ.

Через какое-то время вы поймете, что изучили базовый уровень. Только теперь можно усложнять карточки или не упоминать в них то, что вы уже давно изучили. Как понять, что настало время? Только в том случае, если вы ни разу не ошиблись ни в одной карточке в течение недели. Семь дней проверяли себя и ни разу не допустили ошибки. С этого момента можно усложнять.

Правило восьмое: используйте картинки со словами

Этого правила мы уже касались, но учитывая его ценность, нужно сказать о нем еще раз. Добавляйте картинки: это позволит запоминать информацию быстрее. Но это не значит, что можно заменять слова картинками. Только сочетание принесет большую пользу.

Правило девятое: чем проще, тем лучше

Если дополнительная информация не позволит изучить правило или слово лучше, не стоит ее использовать. Может возникнуть соблазн перевести одно английское слово двадцатью аналогами из русского, но не делайте этого. Для начала изучите 2-3 основных значения.

Правило десятое: продуктивность иногда означает прокрастинацию

Когда вы изучаете английский язык, у вас может появиться желание поместить на карточки все слова, с которыми вы сталкиваетесь при просмотре фильма или прочтении книги. Но это не совсем правильно.

В английском есть множество слов, которые нужно выучить в первую очередь. Некоторые из них формируют устойчивые словосочетания, что также необходимо запомнить. Но вот сложные и старинные слова, которые вы можете встречать в книгах, вам, скорее всего, не понадобятся в начале изучения (а то и вовсе никогда).

Правило одиннадцатое: учите, затем запоминайте

Запоминать слова просто на автопилоте - не самая лучшая идея. Для начала заинтересуйтесь этим словом, выясните точно, что оно означает.

То же самое можно сказать и о других предметах. Например, если вы хотите выучить таблицу Менделеева, поинтересуйтесь каждым элементом отдельно, почитайте Википедию и соберите любопытную информацию. Этот прием очень эффективен: вы сможете изучить предмет намного лучше.

А вы используете флэш-карточки? Как результаты? Делитесь вашим опытом в комментариях.

Желаем вам удачи!

Уважаемые коллеги, предлагаю Вам познакомиться с авторской методикой Макото Шичида.

Японский профессор Макото Шичида - создатель популярнейшей в Японии авторской методики раннего развития детей. Его можно смело назвать пионером ускоренного обучения детей, а его методики обучения популярны не только в Японии, но и за рубежом.

Ученый внес огромный вклад в науку и медицину своими исследованиями в сфере изучения человеческого мозга. Благодаря почти сорокалетней научной деятельности и двадцатилетней практической он буквально произвел революционный прорыв в образовании, который изменил отношение к детям, их умственным способностям и методике их обучения. Революционная методика раннего развития Макото Шичида включает в себя методы стимулирования детского мозга. Макото Шичидаубежден, что стимуляция головного мозга у детей раннего возраста помогает детям развивать особые способности. Чем раньше начать заниматься с ребенком, тем выше шанс развить у него гениальные способности и открыть таланты, сокрытые в нем в возрасте от 6 месяцев до 3 лет.

В последнее время система Макото Шичида завоевывает внимание все большего количества почитателей среди родителей, педагогов.

В учебных заведениях, работающих по методике Шичида, учатся дети от 6 месяцев до 6 лет. Именно этот возрастной диапазон автор считает оптимальным для обучения по своей системе.

Ученый уверен, что в возрасте сразу после рождения и до 3 лет мозг ребенка работает как накопитель. Ведь дети в этот период все схватывают на лету, переполнены жаждой знаний, воспринимают и обрабатывают огромные объемы информации, словно маленькие компьютеры, прекрасно запоминая детали. И поэтому в данный возрастной период главная задача родителей и воспитателей стимулировать все пять органов чувств ребенка и обеспечить все потребности для его развития.

Малыши растут и взрослеют гораздо быстрее, чем думают родители. До трех лет у ребенка доминирует правое полушарие мозга. В возрасте 3 лет доминирующую позицию принимает левое полушарие головного мозга.

Правое полушарие мозга маленького человечка начинает свое стремительное развитие еще в утробе матери. Известно, что правое полушарие мозга отвечает за подсознательное и бессознательное, левое полушарие - полушарие сознательного. В одной из своих книг Шичида пишет о том, что правое полушарие имеет большую «емкость» памяти, нежели левое. Но правое и левое полушария мозга развиваются по-разному и в разное время. Правое полушарие мозга постоянно обнуляет старую информационную память, чтобы освободить место для новой, в то время как память из левого полушария никогда не удаляется. Поэтому, развивая правое полушарие, родители открывают возможность более легкого обучения и развития творческих способностей у детей. Правое полушарие еще отвечает за визуальную и пространственную обработку данных, а также способность видеть проблему в нескольких аспектах.

По мнению ученого, к шестилетнему возрасту ребенка его мозг формируется практически полностью, более точно к шести годам около 80 % клеток головного мозга уже развиты. Что дает возможность в возрасте до шести лет успешно развивать у ребенка скорочтение, фотографическую память, редкие музыкальные таланты и математические способности, эмпатию и интуицию. Именно в этом возрасте ребенок отличается лучшими способностями к изучению языков.

К десяти годам головной мозг ребенка уже сформирован почти полностью, приблизительно на 90 %. Поэтому вносить изменения в старшем возрасте очень трудно, а порой невозможно. А развить чувственное восприятие вообще можно только в раннем дошкольном возрасте. То есть чем старше становится ребенок, тем хуже он усваивает и запоминает информацию.

Из всего вышесказанного, можно выделить основные принципы метода Макото Шичида.

ПРИНЦИПЫ МЕТОДИКИ МАКОТО ШИЧИДА

Все дети рождаются гениями;

Крайне важна крепкая связь между родителями и ребенком;

Доминанта правого полушария мозга у маленьких детей представляет собой уникальную возможность для обучения;

Стимулирование детей должно проводиться при участии всех пяти органов чувств;

Повторение и последовательность являются ключом к ус­пеху в обучении.

В своей работе активно использую флеш-карточки Шичида.

Флеш-карточки показывают ребенку многократно и с разной скоростью, чтобы у него не пропадал интерес к занятиям. Подобная подача материала помогает развить у ребенка фотографическую память, от которой во многом будет зависеть развитие речи.

Когда ребенку показывают картинку, активизируется правое полушарие. Когда взрослый проговаривает название изображения - левое.

Флеш-карточки позволяют расширить словарный запас, общие знания ребенка, а также развить предрасположенность к различным языкам.

Для работы с флеш-карточкой ее необходимо расположить чуть выше глаз малыша на расстоянии вытянутой руки ребенка. Менять карточку надо сначала медленно, постепенно ускоряя темп. На занятиях в школе Шичида карточки меняются примерно с интервалом в 1 секунду.

Стараться повторять занятие 2-3 раза в день, используя одновременно несколько тем для показа слов. Вы сами сможете изготовить флеш-карточки и успешно развивать своего гения по методике Макото Шичида.

В качестве примера – презентация для детей логопедической старшей группы «Что такое огород?»