Мга где. Поселок Мга (Ленинградская область) - история, достопримечательности, фото. Железная артерия Мги

Московская горная академия по 1930 после: МГРИ + Москва, образование и наука МГА Международная генеалогическая академия образование и наука Источник: http://nobility.ru/dv/arhiv/1/articles/zasedenie soveta genealog federacii.htm МГА МГА СССР …

Ж. местн. Густой туман, изморось. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

мга - мга, мги … Русский орфографический словарь

МГА ЛП - Московская государственная академия лёгкой промышленности с 1992 по 1999 ранее: МТИЛП после: МГУДТ Москва, образование и наука … Словарь сокращений и аббревиатур

И, ж. обл. Туман, мгла. Синяя мга висела над берегом. Соколов Микитов, Танакино счастье … Малый академический словарь

Книги

  • Курс учебно-летная подготовка на самолете Як-18 Т , А.М. Лебедев Категория: Сельхозмашины Издатель: ЁЁ Медиа , Производитель: ЁЁ Медиа ,
  • Курс учебно-летная подготовка на самолете Як-18 Т для курсантов высших летных училищ гражданской авиации (КУЛП Як-18 Т) , А.М. Лебедев , Курс учебно-летной подготовки на самолете Як-18 Т составлен в соответствии с учебными программами, утвержденными начальником Управления учебными заведениями МГА для высших летных училищ… Категория: Технологии, инженерия, сельское хозяйство Серия: Издатель:

Поселок Мга (Ленинградская область) – тихий и неприметный, ничем не запоминающийся и не обладающий какими-нибудь выдающимися достопримечательностями. В отличие от других пригородов Петербурга, Мга не может похвастать тысячами туристов, ежегодно наполняющими поселок. Да и вообще, словосочетание «Достопримечательности Мги» звучит как-то дико. Но, все же, поселок имеет богатую историю и несколько интересных мест.

В первую очередь, п. Мга является крупным транспортным узлом Октябрьской железной дороги. Через нее проходят пригородные поезда на Волховстрой, Невдубстрой, Будогощь, Свирь, Тихвин и так далее. Кроме того, Мга стоит на пути следования в Петрозаводск, Вологду, Мурманск, Калязин и другие города России. Вся история поселка неразрывно связана с железной дорогой.

Так, Мга (поселок) был основана в 1901 году именно как железнодорожный узел на строящейся дороге Петербург – Вологда. Но история этих земель началась немного раньше, когда эти земли были пожалованы князю Юсупову. А название поселка, по одной из версий, является аббревиатурой от имени Мария Гавриловна Апраксина. Хотя это — всего лишь один из многочисленных вариантов происхождения названия Мга.

Так или иначе, первые два десятилетия Мга была небольшой деревенькой в несколько домов, находящихся в плачевном состоянии. В 30-годах она стала районным центром, были построены две школы, больница, магазины, аптека и прочие жизненно необходимые учреждения.

Великая Отечественная война стала героической страницей в истории Мги. Уже 30 августа 1941 года поселок был захвачен немцами. Это была последняя на тот момент свободная железная дорога, ведущая в Ленинград. Мга находилась под контролем захватчиков почти два года, и именно ей предстояло сыграть решающую роль в снятии Блокады. Как известно, кольцо было прорвано зимой 1943 года. Но это был узкий коридор, надо было закреплять свои позиции, а без железной дороги этого сделать было невозможно. И в августе 1943 года началась Мгинская операция – прославленное наступление Ленинградского и Волховского фронтов, целью которого было не даль немцам снова замкнуть блокаду. Основная задача была выполнена, хотя поселок Мга так и остался под контролем немцев. В этой операции погибли 20 тысяч русских солдат, еще 50 тысяч получили ранения. Полностью освобожден п. Мга был лишь 21 января 1944 года.

В память о жертвах 41-45 годов, во Мге создан небольшой мемориальный комплекс, являющийся одной из главных достопримечательностей поселка.

Еще один монумент, установленный в центральном парке – это памятник Ленину.

На этом достопримечательности Мги не заканчиваются. Прямо рядом с железнодорожным вокзалом находится Церковь святителя Николая Чудотворца. Она была восстановлена в конце двадцатого века, после того нескольких десятилетий разрухи. Теперь эта церковь является главным украшением и символом поселка.

В завершении немного статистики про поселок Мга Ленинградской области и его окрестностях. Находится он в Кировском районе, в 50 километрах от Санкт-Петербурга. Население Мги совсем небольшое — 9747 человек. Но летом городок оживает благодаря садоводствам, расположенным неподалеку – 45 км, Михайловское, 4 км, 6 км и другим.

Более подробную информацию о поселке Мга можно узнать в следующих записях:

— что значит слово Мга и откуда у поселка такое название? Версий много, и каждая из них весьма занятная.

История России складывается из историй её больших и малых городов, посёлков, деревень. Одна из таких частичек истории Родины - посёлок Мга.

Для справки:

Городской поселок Мга - административный центр муниципального образования Мгинское городское поселение. Численность населения поселка Мга - 10 394 человек, что составляет 83 % от всего населения муниципального образования (по результатам Всероссийской переписи населения 2010 года в муниципальном образовании проживает 12 494 человек).

В состав Мгинского городского поселения входят 19 населенных пунктов: посёлки Мга, Апраксин, Михайловский, Новая Малукса, Старая Малукса, Погостье, Сологубовка и деревниБерёзовка, Войтолово, Иваново, Келколово, Кирсино, Лезье, Муя, Петрово, Пухолово, Славянка, Сологубовка, Турышкино.

Площадь территории муниципального образования - 75 249,89 га, что составляет 1/3 часть территории Кировского муниципального района.

Земли поселения граничат с Отрадненским, Павловским, Кировским, Приладожским и Назиевским городскими поселениями, с Путиловским сельским поселением, с Киришским и Тосненским муниципальными районами Ленинградской области.

Возвращаясь к истокам

Поселок получил своё имя от названия реки, возле которой образовался. Река Мга относится к наиболее древним рекам, расположенным на Ижорской возвышенности Русской геологической платформы, когда-то она самостоятельно впадала в будущее Ладожское озеро. После образования пролива, соединяющего Ладожское озеро с Финским заливом - реки Невы, Мга стала её притоком.

На мгинской земле когда-то жили древние племена фино-угорской группы: ижоры, лопари, водь, чудь (уже в 21 веке археологами были обнаружены их средневековые могильники в районе реки Мга), появлялись в этих краях также шведы и финны, селились славяне.

Название реки «Мга» и десятка населенных пунктов, стоявших на ее берегах, неоднократно упоминается в Новгородской «Окладной книге Водской пятины» за 1500 год, как «деревни на усть Мьге». Эти же названия встречаются на картах XVII - XVIII вв. Кроме того, Мга упоминается тогда же в связи с «железоделательным производством», которое здесь было хорошо развито. На шведской карте 17 века есть селения «MujaSu» и «MgaOustie» (т.е. «Усть-Мга»). Название «Муга» или «Мга» обозначено уже на картах 18 века.

«Муйя» и «Мга» в переводе с финского обозначают «рыхлая земля, неплотный, свободный, слабый, шаткий грунт, песок, щебень, гравий, смесь, мешанина». Такое толкование названия реки можно объяснить особенностями почвы, по которой она протекает. Река Мга извилиста, часто подмывает свои берега, которые, осыпаясь, придают воде тёмный коричневый оттенок.

В начале XVIII века эта местность в 60 верстах от Петербурга стала вотчиной Алексея Волкова - обер-секретаря Военной коллегии, ближайшего помощника светлейшего князя Александра Даниловича Меньшикова (сподвижника Петра I). По названию деревянной Успенской церкви его имение стало называться мызой Успенской. Река Мга в те времена была полноводной: по ней к новому городу - Санкт-Петербургу - сплавлялся лес для строительства.

В 1784 году Екатерина II пожаловала мызу графу Ивану Антоновичу Сологубу: тот обновил церковь и переселил на мызу своих крестьян-раскольников из Польши и Литвы. Так появилась Сологубовка, до сегодняшнего дня носящая имя графа.

В 1837 году мызу Успенскую с публичного торга купила княгиня Татьяна Васильевна Юсупова, ставшая хозяйкой села Успенского (или Сологубовки), деревень Пухолово, Погорелушки, Карбусели, Петрово, Турышкино, Лезье, Войтолово, Иваново, Сигалово, Кирсино и земель, где сейчас расположены станция и поселок Мга. На месте поселка стояли тогда только домики егерей.

Юсуповы - одна из самых видных по происхождению и богатству русских дворянских фамилий. Их родоначальник - Мурза Юсуф - потомок золотоордынских ханов, отец казанской царицы Сумбеки (Сююн-бике), взятой в плен Иваном Грозным. Их дети и внуки служили русским государям и неоднократно жалованы были за службу поместьями, стояли близко к престолу. Портреты всех членов семьи Юсуповых писал знаменитый русский художник Валентин Серов, а для писателя Михаила Булгакова члены этой семьи послужили прототипами героев рассказа «Ханский огонь». Фамильный герб рода Юсуповых лёг в основу официальной символики МО Мгинское городское поселение.

Для справки:

В 2006 году советом депутатов по представлению администрации было принято решение об утверждении официальных геральдических символов МО Мгинское городское поселение - герба и флага.

В основу герба положен фрагмент родового герба князей Юсуповых - бывших владельцев этих земель.

Фигуры герба в аллегорической форме символизируют историю поселка.

Золотой восстающий лев - знак исторического вхождения этих земель во владения Юсуповых символизирует силу, мужество, храбрость, отвагу.

Стрела - символ бывших охотничьих угодий Юсуповых и мызы Успенской (Сологубовки) и символ развития от маленькой, затерянной среди лесов железнодорожной станции до современного городского поселения, сложившегося после окончания Великой Отечественной войны.

Золотое крылатое колесо - традиционный символ железной дороги, символ неразрывной связи истории поселка и железнодорожной станции Мга.

Символичны также и цвета герба.

Червленый (красный) - кровь павших здесь в боях Великой Отечественной войны советских воинов-героев, символизирует мужество, любовь, храбрость, смелость, неустрашимость.

Лазоревый (синий, голубой) - река Мга, по имени которой назван поселок, символизирует истину, знание, честность, верность, безупречность.

Золото - верховенство, величие, слава, интеллект, постоянство, справедливость, добродетель, верность, уважение, великолепие.

Серебро - совершенство, простота, правдивость, благородство, чистота помыслов, невинность, непорочность, мудрость, мир.

Флаг Мгинского городского поселения составлен на основании герба, в соответствии с традициями и правилами геральдики. Он также является официальным символом поселения и служит знаком единства его населения.

Последняя владелица имения княгиня Зинаида Николаевна Юсупова (1861-1939) была умна, образованна, артистична, исполнена самой обаятельной, сердечной доброты. «Чем больше небо вам дало, - говорила она - тем больше вы обязаны перед другими».

В начале 20 века государство откупило у Юсуповых земли для строительства железной дороги от Обухова до Вятки, и в 1901 году была основана железнодорожная станция Мга. В те годы Мга входила в состав Лезьенской (затем Пухоловской) волости Шлиссельбургского уезда. До начала железнодорожного строительства здесь была сплошь лесистая местность (вековой сосновый лес сохранился до Великой Отечественной войны и только в годы войны был уничтожен фашистами). Лес изобиловал различным зверьём, птицами, грибами и ягодами. Здесь дачники арендовали у Юсуповых 117 с половиной десятин земли. Дачный поселок так и назывался - Юсуповский.

Железная артерия Мги

История поселка неотделима от истории строительства одноименной железнодорожной станции. Строительство железной дороги проходило очень тяжело, но она была необходима государству. До начала движения поездов по строившейся железной дороге местное население попадало в Петербург по единственному пути: из деревни Пухолово в Любань, а затем пароходом по Неве в Петербург.

С открытием движения по железной дороге Петербург-Званка началось заселение прилегающей к станции местности. В 1901 году в красивом сосновом лесу начал застраиваться поселок. Вокзал тогда был деревянным и вместе с платформой освещался тремя керосиновыми лампами. В 1905 году через станцию прошел первый пассажирский поезд. Для железнодорожников при вокзале были построены два одноэтажных жилых домика. В первые годы посёлок развивался медленно. Среди его жителей преобладали железнодорожные служащие и рабочие, которые размещались в вагонах и построенных одно- и двухквартирных домиках в районе восточной части поселка.

Постоянно увеличивающийся объем перевозок привел к строительству в 1912 году второго пути, а так же организации промежуточных станций - Ижоры, Пелла, Горы, Апраксин, Жихарево и др. В 1916 году Управлением по сооружению железной дороги было принято решение о переустройстве станции Мга.

С 1901 до 1917 года число жителей Мги увеличилось от 20 до 200. После Октябрьской революции с постройкой железных дорог и увеличением движения поездов росло и население поселка. В 1918 году во Мге функционировала семилетняя школа, размещавшаяся в двухэтажном деревянном здании напротив вокзала, были построены здания почты, банка, поликлиники, магазина.

В 1927 году вместе с образованием Ленинградской области был создан и Мгинский район. В 1929 году пошел первый поезд до Невдубстроя, в 1934 была построена дорога Мга-Гатчина. В районном центре - посёлке Мга насчитывалось 3000 жителей, в здании военкомата демонстрировались кинофильмы, в парке действовали танцплощадка и библиотека. Существовала пожарная команда, развивалась торговая сеть. Кроме того, станция Мга стала крупным железнодорожным узлом, через который в том числе осуществлялся и подвоз сибирского хлеба к балтийским портам.

Военное лихолетье

В 1941 году, когда Мге исполнилось 40 лет с момента основания, грянула Великая Отечественная война. В страшные дни 1941 года название нашего поселка и железнодорожной станции узнала вся страна: в боях у Мги решалась тогда судьба Ленинграда. К концу августа Ленинградский фронт связывало со страной только одно железнодорожное направление: через станцию Мга на Волховстрой и Тихвин. Стараясь перерезать сообщение на этой линии, враг подвергал Мгу массированным бомбардировкам. На станции непрерывно пылали пожары: горели здания поселка, станционные сооружения, сошедшие с рельсов вагоны, перевозившие военные грузы и эвакуировавшихся из Ленинграда людей. В самых невыносимых условиях Мгинский железнодорожный узел продолжал работать - пропускать непрерывный поток поездов с пополнением и техникой Ленинградскому фронту.

19 августа фашисты начали бомбить Мгу, а к 30 августа она была полностью оккупирована ими. С падением Мги и выходом фашистских войск к Неве в районе Ивановского последняя ниточка, связывающая Ленинград со страной, была оборвана...

Фашисты оборудовали во Мге мощный военный узел, создав линию обороны вдоль реки Мги, названную ими «восточным замком» блокады Ленинграда. В феврале 1943 года, после прорыва блокады и сооружения железной дороги от станции Шлиссельбург до станции Поляны, открылась возможность установить железнодорожную связь города с Большой землей. Но крупная мгинская группировка фашистов контролировала полосу прорыва, и дальнейшее наступление советских войск на Мгу, было остановлено. Тогда ещё не исключалась возможность попытки врага восстановить блокаду. Поэтому войска Ленинградского фронта, закрепившись на новых рубежах, начали подготовку полного разгрома фашистов под Ленинградом. Только в январе 1944 года на всем фронте от Копорского залива до озера Ильмень развернулось наступление наших войск.

Фашистские оккупанты хозяйничали в Мгинском районе около 2,5 лет. За это время было полностью разрушено все железнодорожное хозяйство от ст. Саперная до ст. Жихарево. Все административные и жилые здания поселка были уничтожены до основания, парк и все деревья были спилены. Часть населения была эвакуирована, а оставшиеся жители испытали на себе все тяжести существования на оккупированной территории.

Многих женщин, детей и даже стариков, немцы вывезли в Германию и Прибалтику в концлагеря или на принудительные работы. Почти все деревни на оккупированной территории оказались полностью разрушены и сожжены. Большинство из них были стерты с лица земли и больше не возродились. Вот неполный перечень этих деревень: Вороново, Лодва, Погостье, Виняголово, Карбусель, Мишкино, Гайтолово, Тортолово, Сиголово. Липки, Погорелушка, Келколово, Мед-ное, Синявино, Анненское, Арбузово, все эстонские хутора, находившиеся в районе ст. Михайловская, а их было более тридцати.

21 января 1944 года советские войска освободили Мгу и перешли к преследованию отходившего противника. 22 января фашистам в последний раз удалось обстрелять Ленинград. Уже 24 января были освобождены города Пушкин и Слуцк (Павловск), 26 января был взят Красногвардейск, после чего рухнул весь немецко-фашистский Северный вал обороны. Блокада Ленинграда была полностью снята.

Через станцию опять непрерывным потоком пошли поезда... Наш посёлок, ещё не успев отойти от ужасов фашистской оккупации, не успев оправиться от страшных ран, поспешил на помощь Родине, крепко связав узлом несколько важнейших железнодорожных направлений, для того, чтобы переправить долгожданное продовольствие и медикаменты освобождённому Ленинграду, доставляя технику и боеприпасы наступающей на врага армии...

Пятнадцати соединениям и частям Ленинградского и Волховского фронтов, отличившимся в боях за Мгу, приказом Верховного Главнокомандующего было присвоено наименование Мгинских. Все они перечислены на мемориальной доске, укреплённой на здании вокзала станции Мга. Вновь застроенная после войны улица в Московском районе Ленинграда была названа «Мгинская». Имя «Мга» было присвоено теплоходу, который построили в Германии на судостроительной верфи «Нептун» города Ростока в 1960 году. В 60-е годы прошлого века экипаж теплохода поддерживал связь с жителями посёлка Мга, обмениваясь телеграммами и устраивая дружеские встречи и в посёлке, и на теплоходе.

Восставшая из руин

В посёлке после войны царила полная разруха, но, несмотря на это, сразу же после освобождения от фашистов, началось восстановление важного для страны железнодорожного узла. До сегодняшнего дня железнодорожное сообщение на данной территории имеет большое значение для экономики нашей страны.

Жители посёлка Мга и всего Мгинского городского поселения не забывают страшных дней войны и чтят память погибших. 22 июня 1972 года во Мге был установлен памятник «Воину-освободителю» (авторская работа скульпторов Петра Моисеевича Криворуцкого и Ларисы Михайловны Брызгаловой - ныне Почётной гражданки МО Мгинского ГП). Эти же скульпторы - авторы памятника учащимся Мгинской средней школы N 34, погибшим в годы Великой Отечественной войны, установленного около школы 9 мая 1973 года. Уже в двухтысячные годы рядом с памятником воину-освободителю были установлены башни танков Т-34 и БТ-7. Обе башни найдены и подняты из болота силами поискового отряда «МГА».

Мгинчане гордятся своими культурными и спортивными традициями. Мгинская поселковая библиотека, основанная в 1934 году, является старейшим учреждением культуры Кировского района. Культурно-досуговый центр «Мга», включающий в себя, в качестве подразделений, СДК «Берёзовский» в п.Старая Малукса, сельский клуб деревни Лезье и отдел кинообслуживания - кинотеатр «Октябрь», со дня своего основания в 1959 году, не только постоянно проводит массовые культурные мероприятия, но и предоставляет всем желающим возможность занятий по интересам в различных кружках и творческих коллективах. В 60-70-х годах в посёлке работала велосипедная секция детско-юношеской спортивной школы. Многие ученики и выпускники этой школы под руководством опытных тренеров впоследствии добились выдающихся успехов. Среди них олимпийский чемпион «Олимпиады-80», чемпион Европы и мира по велогонкам, заслуженный мастер спорта В.Манаков. Выдающиеся достижения мгинских спортсменов отмечены также в лёгкой атлетике. Активная работа в области привлечения населения к физкультуре и спорту в Мгинском городском поселении продолжается и сейчас. Ежегодно в поселении проводится более 50 соревнований, турниров и спартакиад, которые посещают от полутора до двух тысяч человек. В конце года по традиции проходит награждение лучших спортсменов кубками, медалями и грамотами администрации МО Мгинское городское поселение.

С надеждой в будущее

Сегодня посёлок Мга - это административный центр муниципального образования Мгинское городское поселение Кировского муниципального района. С 2005 года в поселении, согласно российскому законодательству, избирается совет депутатов, являющийся представительным органом местного самоуправления. В состав совета входят 15 депутатов, которые путём голосования избирают главу МО Мгинское городское поселение и путём проведения открытого конкурса главу администрации МО Мгинское городское поселение. В настоящее время в поселении работает второй созыв совета депутатов, избранный в 2009 году. В 2006-м впервые был сформирован собственный бюджет МО Мгинское ГП. Это позволило органам МСУ самостоятельно организовывать работу по решению вопросов местного значения жизнедеятельности поселения. Помощь и поддержку в работе органам МСУ МО Мгинское городское поселение оказывают: Правительство Ленинградской области, депутаты Законодательного собрания, совет депутатов и администрация МО Кировский муниципальный район.

Приоритетными направлениями развития для органов местного самоуправления МО Мгинское городское поселение являются жилищно-коммунальное хозяйство и культура, на эти нужды ежегодно выделяется более 50 и около 30 процентов собственных бюджетных средств соответственно.

Облик поселения постепенно меняется в лучшую сторону: строятся детские и спортивные площадки; ремонтируются дворы и дороги; ремонтируются и переоборудуются учреждения культуры; газифицируются индивидуальные жилые дома; расселяется аварийное жильё, ведутся работы по улучшению электро-, водо - и теплоснабжения населения. Хорошей приметой нового времени стало появление в МО Мгинское городское поселение фермерских хозяйств, специализирующихся на животноводстве и растениеводстве.

В прошлом 2012 году после согласований в Правительствах Ленинградской области и Российской Федерации утверждён генеральный план развития МО Мгинское городское поселение. Разработан и введён в эксплуатацию официальный сайт - его адрес www.mga.lenobl.ru где каждый может узнать последние официальные новости поселения, задать вопрос органам местного самоуправления и получить другую полезную информацию.

В общем, делается и сделано немало, но ещё больше предстоит сделать. Проблем в Мгинском городском поселении, как и в других поселениях нашей страны, много. Некоторые из них остались «в наследство» ещё от советского прошлого, некоторые возникли недавно. Решить их все сразу, конечно, не получится, но эта работа идёт. Формированием ежегодного бюджета Мгинского городского поселения занимаются компетентные специалисты администрации, которые учитывают в процессе этой работы предложения, вносимые руководителями, депутатами и жителями поселения.

Посёлок Мга за свою 112-летнюю историю пережил всё, что пережило наше Отечество - революции, войны, грандиозные стройки и политические «перестройки»…

Сегодня у нашего посёлка и всего Мгинского городского поселения в целом есть много возможностей для дальнейшего успешного развития: удобное расположение в центре Ленинградской области недалеко от Санкт-Петербурга, налаженное железнодорожное и автомобильное сообщение, развитая инфраструктура, наличие пригодных для ведения сельского хозяйства земель.

Прошлое нашего посёлка Мга - это история достойных деяний и славных памятных дат. Его настоящее - это активное развитие. Каким станет его будущее, напрямую зависит от нас - его жителей. Мы, родившиеся и живущие на мгинской земле, должны стараться быть достойными своей истории, передавая уважение и любовь к родному посёлку своим детям и внукам, вкладывая свой ежедневный труд в его развитие и процветание.

На заседании руководителей ведущих предприятий Кировского района25 июня во Дворце культуры г. Кировска состоялось совместное заседание Совета директоров при главе администрации и Общественной палаты Кировского муниципального района Ленинградской области.

ПРОИСШЕСТВИЯ

ГИБДД ищет очевидцев происшествия

В производстве отделения дознания ОМВД России по Кировскому району ЛО находится уголовное дело, возбужденное по факту повторного управления лицом автомобилем в состоянии опьянения, а именно 18.03.2019 года около 17 часов 30 минут гр. В., управляя автомобилем « ВАЗ-21093» г.р.з. М 308 РЕ 47, двигался по главной дороге по ул. Красный проспект г. Шлиссельбург Кировского района Ленинградской области, где у корпуса №1 дома №1 не справился с управлением и совершил съезд на встречную полосу движения с последующим съездом на тротуарную дорожку и столкновением с препятствием.

Операция "Подросток" продолжается!

17 июня в рамках проведения 3-го этапа «Лето» комплексной профилактической операции «Подросток» комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Кировского муниципального района ЛО провела профилактическое мероприятие в летнем лагере труда и отдыха «Энтузиаст», организованном на базе МБОУ «Мгинская средняя общеобразовательная школа».

ОБЩЕСТВО

Утечка бытового газа - дело опасное!

Многие природные газы являются источником опасности для человека. Однако наиболее опасным является метан, городской магистральный газ и сжиженный нефтяной газ в баллонах. Используют их в быту. При утечке они вызывают удушье, отравление и способны привести к взрыву, поэтому необходимо знать и неукоснительно соблюдать правила пользования газовыми приборами, колонками, печами и ухода за ними.

Областной фестиваль экологического кино в Отрадном состоялся

ОБЩЕСТВО

Безопасность жизнедеятельности детей

Научить ребенка безопасности – задача непростая. Но делать это нужно с малых лет (культура безопасности формируется на всю жизнь). Но самое главное при этом – собственный пример родителей. Их безопасное поведение, соблюдение правил, забота, поддержка и защита.

Превратили Мгу в мощный опорный пункт, из которого были выбиты советскими войсками в январе 1944 г.

Имеются предприятия по обслуживанию ж.-д. транспорта.

История земли нашей

На нашей земле когда-то жили древние племена , средневековые могильники которых были не так давно (2004—2005 годах) обнаружены археологами в районе реки Мга…

В начале XVIII века эта местность в 60 верстах от Петербурга стала вотчиной секретаря — Алексея Волкова и по названию деревянной Успенской церкви стала называться мызой Успенской. В 1784 году пожаловала графу И. А. Сологубу; тот обновил церковь и переселил на мызу своих крестьян-раскольников из Польши и Литвы. Так появилась Сологубовка, до сегодняшнего дня носящая имя графа. В 1837 году мызу Успенскую с публичного торга купила княгиня Т. В. , ставшая полноправной хозяйкой не только села Успенского (или Сологубовки), но и деревень Пухолово, Погорелушки, Карбусели, Турышкино, Лезье, Войтолово, Иваново, Сигалово, Кирсино. Сын её Б. Н. Юсупов, имевший "разные причудливые странности", переименовал Успенское в Благовещенское и задумал построить новый каменный храм во имя Благовещения. Место для храма он выбрал на "Божьей горе" в Лезье. На средства князя в 1849 году составили проект церкви, утвержденный , но этот проект не приняли священнослужители, а потому архитектор В. Е. Морган сделал новый проект. Тридцать тысяч рублей на строительство предполагали выделить сами Юсуповы, но затем все расходы взял на себя управляющий имением петербургский купец Егор Павлов "как из уважения к памяти покойного князя Юсупова, своего благодетеля, так и по усердию к церкви села Лезья, как его родины". Новый храм освятили в 1852 году но, вопреки желанию Юсупова, во имя Успения. Вскоре церковь оказалась тесна и в 1878—1881 годах к ней пристроили колокольню, и была "увеличена сама церковь".

Для строительства железной дороги от Обухова до Вятки (ныне Киров) власти откупили у Юсуповых земли, и в 1901 году появилась железнодорожная станция Мга. В 1905 году через нее прошел первый пассажирский поезд. Вокруг Мги тогда стоял густой лес, в котором князья Юсуповы любили охотиться. Позднее дачники арендовали здесь у Юсуповых 117 с половиной десятин. Газета "Дачная жизнь" в 1911 году писала, что близ станции Мга Северной линии "к началу летнего сезона закончено много помещений, вполне пригодных как для летнего, так и для зимнего проживания". Новый дачный поселок стали называть Юсуповским. В 1917 году в посёлке насчитывалось 200 жителей, а в 1927 году Мга стала районным центром и крупным железнодорожным узлом; перед войной тут были 3000 жителей, работали школа, поликлиника и клуб.

В 1941 году, когда Мге исполнилось 40 лет с момента основания, грянула Вели-кая Отечественная война. Закончилась для мгинчан спокойная мирная жизнь. Уже че-рез месяц фашисты начали бомбить Мгу, а примерно через три месяца большая часть территории Мгинского района, в том числе и ст. Мга, была оккупирована фашистами. Около 2,5 лет в Мгинском районе хозяйнича-ли оккупанты. За это время было полностью разрушено все железнодорожное хозяйство от ст. Саперная до ст. Жихарево. Все адми-нистративные и жилые здания были уничто-жены до основания. Мгинский парк и все деревья в поселке были спилены. В течение этого времени населе-ние оккупированной территории, не успев-шее эвакуироваться, тиранили фашисты. Многих жителей — женщин, детей и даже стариков, немцы вывезли в Гер-манию и Прибалтику в концлагеря или на принудительные работы. Почти все деревни на оккупирован-ной территории оказались полностью раз-рушены и сожжены. Большинство из них были стерты с лица земли и навсегда ис-чезли с карт района и области. Вот непол-ный перечень этих деревень: Вороново, Лодва, Погостье, Виняголово, Карбусель, Мишкино, Гайтолово, Тортолово, Сиголово. Липки, Погорелушка, Келколово, Мед-ное, Синявино, Арбузове, все хутора, находившиеся в районе ст. Михайловская, их было более тридцати.

В январе 1944 года началась военная операция наших войск по окончательному разгрому северной группировки фашист-ских войск и снятию . Фашисты оказали упорное сопротив-ление, только 21 января 1944 года нашими войсками удалось освободить Мгу. Круп-нейший железнодорожный узел вновь ока-зался в наших руках. Москва салютовала в честь наших войск, освободивших Мгу, 12-ю артиллерийскими залпами из 124 орудий. 12 дивизий, принимавших участие в освобождении посёлка Мга, получили звание "Мгинская".

Мга, по сравнению с довоенной, не-узнаваемо изменилась. Станция и район-ный центр были полностью разрушены и уничтожены, построек не уцелело, зато на освобожденной территории можно было встретить большое количество немецких кладбищ с березовыми крестами. После войны посёлок отстраивали заново.

На сегодняшний день — станция Мга остается важнейшим железнодорожным узлом Октябрьской железной дороги.

Муниципальное образование Мгинское городское поселение с административным центром посёлок Мга образовано 15 декабря 2005 года. Общая площадь земель в границах муниципального образования составляет 85800 га. На территории расположено 19 населенных пунктов. Общая численность населения муниципального образования 12 494 человек, в том числе в поселке Мга 10 394 человек.

В. Аркадьев. «Кировск». Города Ленинградской области. 1974

ВОКРУГ КИРОВСКА

Мга

Крупный рабочий поселок Мга расположен в 52 километрах от Ленинграда. Большая часть трудового населения — железнодорожники. За последнее десятилетие численность населения выросла вдвое и составляет сейчас 12 тысяч человек.

Возникновение поселка относится к 1901 году, когда началось сооружение Обухово-Вятской железной дороги (ныне Ленинград—Киров). В 1904 году через станцию Мга (название она получила по имени протекавшей здесь реки) прошел первый пассажирский поезд.

В дореволюционные годы поселок развивался медленно. В 1917 году в нем насчитывалось всего 200 жителей. Но уже в 1930-е годы Мга стала крупным узлом железных дорог; быстро застраивался и рабочий поселок.

В годы Великой Отечественной войны Мга была полностью разрушена гитлеровцами .

За послевоенные годы поселок выстроен заново. Теперь здесь десятки каменных жилых зданий в четыре-пять этажей, Дом культуры, кинотеатр, три школы, больница и поликлиника, четыре библиотеки.

Мга снова превратилась в крупный узел Октябрьской железной дороги, где пересекаются линии Ленинград — Волхов, Мга — Хвойная, Мга — Гатчина и ветка Мга — Невдубстрой .

В поселке несколько промышленных предприятий. Наиболее крупное из них — завод железобетонных изделий. Основная его продукция — балки, фермы, колонны для промышленных и жилых зданий. Завод выпускает до 60 тысяч кубических метров железобетона в год и обеспечивает стройки треста Главзапстроя, расположенные в и соседних областях.

Строительно-монтажное предприятие (СМП-315) занимается строительством и электрификацией железных дорог. Кроме того, возводит жилые дома и коммунальные объекты. В поселке Мга работники СМП-315 проложили новые линии водопровода, канализации, построили очистные сооружения.

Крупным поставщиком строительных материалов является Мгинское карьероуправление. Оно ведет разработку и добычу песка, гравия, щебня, используемых для изготовления сборного железобетона и на строительстве шоссейных дорог. Предприятие выпускает продукцию на сумму 2,7 миллиона рублей.

Строятся в поселке еще три предприятия — производственные базы по строительству металлоконструкций и изделий для элеваторов, экспериментальная база «Газстроймашина».

Возле Мги расположена центральная усадьба одного из крупнейших в районе совхозов — «Мгинский». Совхоз поставляет Ленинграду более 30 тысяч центнеров овощей и картофеля, 28 тысяч центнеров молока и другие продукты. Благоприятные природные условия позволяют успешно развивать молочное животноводство.

Этот знакомый и незнакомый Кировский район / отв. ред. И. Н. Стоян.— СПб. 2007


Мга

В переводе с финского это слово означает «топкое место» или «рыхлая земля». Действительно, здесь леса чередуются с болотами. Вода в реке Мге темная, т. К. она берет начало в торфяных болотах недалеко от современной станции Погостье. Кроме воды и клюквы болота эти богаты еще и железом, поэтому в старину здесь существовало железоплавильное производство: стояло 10 домниц и 10 печей. При Петре по реке Мга сплавляли стройматериалы. Тогда она была полноводнее, чем теперь.

Петербургские археологи в 2004—2005 годах проводили изыскания в районе реки Мга и обнаружили средневековые могильники ижор с характерной для этого племени культурой погребения.

До возникновения железнодорожной станции в районе современного Гатчинского моста на правом берегу Мги располагалась деревня Погорелушки. Дворов в той деревне было 31, и проживало там 112 жителей: 49 мужчин и 63 женщины. Местные дети обучались грамоте в приходской школе.

И вот по этому гиблому месту власть распорядилась проложить железную дорогу в сторону русского севера. Имела она конечно не экономическое, а чисто стратегическое значение: быстро перебросить во время войны туда войска. Дорогу сначала решили вести к Вятке (Киров), а затем — к Мурманску, тогда еще не крупному порту, а маленькому городишке. На 44 версте от Петербурга по этой дороге решили построить железнодорожную станцию. Тогдашние паровозы через определенное расстояние надо было заправлять водой и топливом.

Малоплодородные земли выкупили у местных крестьян и владелицы имения — княгини З. А. Юсуповой-Эльсон . В отчете инженера железно-дорожных путей сообщения указывалось, что «в 1901 году на станции IV класса Мга, расположенной в 43 верстах 388,42 саженей от Санкт-Петербурга, были построены казарма, колодезь и переезд, а также расчищена площадка длиной в 700 саженей под строительство станционных зданий». Так зародился новый населенный пункт. В казарме жили солдаты, которые строили железную дорогу. В отдельном ее помещении размещались 1—2 жандарма под командой унтер-офицера из специализированного полицейского управления по железным дорогам. Они надзирали за порядком в районе строительства и санитарным состоянием временных помещений.

После прокладку через Мгу железнодорожного моста началось движение рабочих поездов, доставлявших стройматериалы. В 1905 году было открыто регулярное движение пассажирских поездов. Они были еще небольшими, тянули их маломощные паровозы — «овечки», поэтому добирались до места назначения пассажиры значительно дольше, чем теперь. Поезда совершали только по одному рейсу в сутки туда и обратно, т. к. дорога была однопутной. До открытия движения местное население добиралось либо пешком, либо на лошадях по дороге из деревни Пухолово в Лобаново , на берегу Невы пересаживалось на пароход, чтобы добраться до столицы.

Первый вокзал был деревянным и освещался вместе с платформой тремя керосиновыми фонарями. В одном из углов зала ожидания висела икона с лампадой, стояла кружка для пожертвований. Место обнесли невысокой металлической оградкой. По воскресеньям и в праздничные дни совершалось молебствование местными или разъездными священниками. Рядом со станцией были построены два одноэтажных жилых домика для железнодорожников. Единственным сооружением, сохранившимся с тех времен, является егерский дом (Комсомольский проспект, д. 47).

Предприимчивая княгиня Юсупова стала продавать землю своего имения под дачные участки. В 1908 году было продано уже 62 участка. Среди покупателей оказался служащий имения Иван Ильин Ленин. Возможно, именно его фамилию позаимствовал для своего псевдонима тогда еще молодой и малоизвестный Владимир Ильич Ульянов . В 1911 году одна из петербургских газет писала, что близ станции Мга Северной линии «к началу летнего сезона закончено много помещений, вполне пригодных для летнего, так и для зимнего проживания». Новый дачный поселок стали называть Юсуповским. Но основную часть населения составляли железнодорожные рабочие и служащие.

Из обычной железнодорожной станции Мга превращается в узловую. В 1916 году через Мгу поезда шли в трех направлениях: на Вятку, Мурманск и Москву-Бутырскую. В 1929 году проложили железнодорожный путь от Мги на Невдубстрой и Синявино . В 1934 открылся маршрут Мга-Гатчина. Железнодорожная ветка на Киров (бывшая Вятка) приобрела для Ленинграда большое значение. По этой ветке город на Неве стал получать каменный уголь из Печорского бассейна. Благодаря этому повышался административный статус поселка. До революции и в первые годы НЗПа Мга входила в состав Пухоловской волости, затем Лезьенского сельсовета. Дети первых мгинчан ходили учиться в школу деревни Погорелушки. В 1925 году во Мге образовался уже свой поселковый Совет, а через два года станция стала районным центром значительной территории, в состав которой вошли почти вся южная часть бывшего Шлиссельбургского уезда.

С ростом значения станции росло и население, прежде всего, за счет жителей окрестных деревень. Если в годы рождения Мги здесь проживало 20 человек, во время революции — 300, а перед войной — примерно 3 тысячи.

В период НЭПа оживилась деятельность мелких предпринимателей, бизнес которых носил семейный характер. Работали магазины Алексутиных, чайная Полосухиных, пекарня Мониных. Рядом с поселком сохранялись большие земельные владения Калининых и Никитиных. Все покосы вдоль реки Мги принадлежали Алексутиным.

Центрами культурной жизни были школа и библиотека. Школа семилетка открылась в 1918 году...

Г. Г. Мартынов, Е. П. Сизёнов. . Топонимический альманах.

На месте будущего посёлка Мга стояли только домики егерей, один из которых сохранился и по сей день (сейчас в этом здании по Комсомольскому проспекту находится железнодорожная поликлиника).

В 1901 г. началось возведение Череповецкой железнодорожной линии, имевшей целью связать кратчайшим путем Санкт--Петербург с Вяткой, то есть с главным ходом Транссиба (до этого на него приходилось выходить, совершая большой объезд через Москву). Под строительство была выкуплена часть земель, принадлежавших княгине Зинаиде Николаевне Юсуповой. Магистраль пересекла реку Мгу, поэтому и станция, построенная рядом с Погорелушкой, получила то же «благозвучное» название — Мга . Были построены «казарма, колодезь и переезд, а также расчищена площадка длиной в 700 саженей под строительство станционных зданий ».

Кстати, ко времени прокладки железной дороги относится единственное достоверное археологическое свидетельство, связанное с рекой Мгой. В 1904 г. у деревни Мишкино (ныне не существующей), в трех километрах к востоку от будущей станции Мга, «был найден комплекс женских украшений, по-видимому, из разрушенного погребения; вторая пол. XIII — нач. XIV в. Повторное обследование в 1904 и 1910 гг. новых находок не дало ». На самом деле, это вовсе не значит, что течение реки Мги неинтересно в подоб-ном отношении.
«Археологических памятников нет только там, где их не ищут »,— говорил известный русский учёный А. С. Спицын.

Первый пассажирский поезд прошёл через Мгу в 1905 г. Тогда же для железнодорожных служащих были построены два одноэтажных жилых дома.

Земли вокруг станции предприимчивые Юсуповы отдали в аренду под строи-тельство дач. Газета «Дачная жизнь» в 1911 г. писала, что близ станции Мга Северной линии «к началу летнего сезона закончено много помещений, вполне пригодных как для летнего, так и для зимнего проживания ». Новый посёлок стали называть Юсуповским , но развивался он медленно. Среди его жителей преобладали железнодорожные рабочие и служащие, которые размещались в вагонах либо одно-- и двухквартирных домиках в восточной части посёлка.

Ещё в 1908 г. Феликс Юсупов обратился за разрешением о строительстве церкви в растущем Юсуповском посёлке, население которого к 1917 г. достигло 200 жителей. В июне того же года каменный храм, возведённый по проекту архитектора А. П. Вайтенса, освятили во имя Св. Николая Чудотворца. В 1918 г. в посёлке открылись семилетняя школа, больница и поликлиника.

После революции станция Мга и посёлок при ней были приписаны к Пухоловскому сельсовету. Он стал быстро разрастаться, здесь появились общест-венные здания. В 1927 г. Мга стала центром Мгинского района Ленинградской области, в состав которого вошло 38 сельсоветов.

Деревня Погорелушка входила сначала в состав Пухоловского, с 1927 г.— Горского, а в 1930 г.— Мгинского сельсовета одноимённого района. В деревне размещалось правление колхоза «Красный плуг».

На карте Генштаба РККА 1932 г. Мга подписана как П<осёлок> Мгинский . В 1937 г. он получил официальный статус посёлка городского типа. А вот церковь Св. Николая была закрыта ещё в 1935 г., её здание погибло во время Великой Отечественной войны.

В 1938 г. Мгинский райисполком ходатайствовал о переименовании района и станции Мга в Ждановский район и посёлок Жданова в честь руководителя ленинградской партийной организации, но безуспешно. Перед войной здесь проживали более 4 700 жителей.

Посёлок и станция Мга были захвачены 20-й моторизованной дивизией генерала Х. Цорна 30 августа 1941 г.— это означало полное прекращение железнодорожного сообщения Ленинграда с остальной страной. По сути, именно тогда и началась . Первая дивизия войск НКВД под командованием полковника С. И. Донскова пыталась выбить отсюда врага вплоть до 6 сентября. За два года Мга была превращена гитлеровцами в мощный узел обороны.

В августе 1943 г. началась Мгинская операция — совместное наступление войск и Волховского фронтов, целью которого было не дать войскам противника возможности вновь сомкнуть кольцо блокады. Задача была выполнена, но Мга всё же осталась под контролем немцев ещё на несколько месяцев. В этой операции погибли 20 тысяч советских солдат, ещё 50 тысяч получили ранения — огромные потери...

Окончательно освободили Мгу 21 ян-варя 1944 г. части 67--й армий в ходе операции «Искра». Пятнадцать воинских частей, отличившихся при освобождении посёлка, получили по-чётное наименование Мгинских.

Во время войны все административные и жилые здания оказались уничтожены, Мгинский парк и все деревья в посёлке — спилены. Многих местных жителей оккупированной территории, не успевших эвакуироваться, депортировали в Германию и Прибалтику — в концлагеря или на принудительные работы. Погорелушка оказалась в числе многих уничтоженных деревень Кировского района, впоследствии так и не возродившихся.

После войны численность населе-ния Мги быстро восстановилась и продолжала постоянно расти; к концу 1970--х гг. она даже превысила 11 тысяч человек. Однако затем число жителей начало постепенно снижаться, хотя и не так значительно. В настоящее время оно составляет примерно 10,3 тысячи человек.

Мгинский район был упразднён в 1960 г., его территория вошла в состав Тосненского района. Мга стала административным центром одноимённого поселкового совета. Затем в 1977 г. Мга была передана в состав . С 2006 г. она стала центром муниципального образования «Мгинское городское поселение».

Происхождение названия посёлка очевидно: от станции Мга, получившей название по реке, близ которой она находится. В общем--то, явление распространённое. Тем не менее среди местных жителей и даже в краеведческой литературе весьма популярно «мнение», трактующее это название как аббревиатуру имени Марии Гавриловны Апраксиной. (Большой охотник до подобных легенд Н. А. Синдаловский, перепутав посёлок Мга и деревню Мую, сообщает, что от Марии Григорьевны, сразу же оговориваясь: «личности, впрочем, довольно мифической »).

В Мгинском городском поселении и в самом деле есть посёлок и железнодорожная станция Апраксин, появившаяся при открытии Череповецкой линии. Считается, что она названа по фамилии этого известного графского рода, которому принадлежала находившая-ся здесь усадьба. Якобы её первым владельцем был сподвижник Петра I Фёдор Михайлович Апраксин. Однако в специальной железнодорожной и крае-ведческой литературе постоянно упускается из виду, что в 1905 г. здесь появился всего лишь Разъезд № 3 , именное название которому — Апраксин — было присвоено только в 1917...

Материал из Википедии

Мга — городской посёлок в Ленинградской области России .

Название

По местной легенде, название посёлка произошло от инициалов Марии Григорьевны Апраксиной , якобы основавшей здесь в середине XIX века своё загородное имение.

Другой вариант из того же источника таков: «Мга (или Мха, Муга — топкое место) — так в старину называли небольшую речку в болотистой местности, во времена Петра I по ней сплавляли лес, предназначенный для строительства новой российской столицы».

История

Современный населённый пункт образован в начале XX века как пристанционный посёлок на железной дороге Санкт-Петербург — Вологда (строительство станции было начато в 1901 году).

С 1917 по 1920 год посёлок Мга входил в состав Погорелушского сельсовета Лезьенской волости Шлиссельбургского уезда.

С 1921 года, в составе Пухоловского сельсовета.

С 1923 года, в составе Ленинградского уезда.

С февраля 1927 года, в составе Мгинской волости. С августа 1927 года по 1960 год, посёлок Мга являлся административным центром Мгинского района .

С 1928 года, в составе Мгинского сельсовета.

По данным 1933 года посёлок Мга являлся административным центром Мгинского сельсовета Мгинского района, в который входили 6 населённых пунктов: деревни Войтолово, Келколово, Погорелушка, Пухолово и посёлок Мга, общей численностью населения 3605 человек.

По данным 1936 года в состав Мгинского сельсовета входили 7 населённых пунктов, 207 хозяйств и 5 колхозов.

С 1 июля 1937 года посёлок Мга преобразован в рабочий посёлок, в черту рабочего посёлка Мга включена деревня Мга .

С 1960 года, в составе Мгинского поссовета Тосненского района.

С 1963 года, Мгинский поссовет подчинён Тосненскому горсовету.

С 1965 года, Мгинский поссовет подчинён Кировскому горсовету.

По данным 1990 года посёлок являлся административным центром Мгинского поселкового совета Кировского района в который входили 4 населённых пункта: деревни Келколово, Славянка; посёлки Апраксин и Михайловский, общей численностью населения 10 200 человек.

География

Посёлок расположен в западной части района на автодороге А120 , в 50 км к востоку от Санкт-Петербурга.

Расстояние до районного центра — 20 км.

Через посёлок протекает река Мга .

Демография

Численность населения
1979 1989 2002 2006 2009 2010 2012
11 332 9852 9613 9700 9714 10 212 10 327
2013 2014 2015 2016
10 559 10 324 10 285 10 200

Численность населения (тыс. чел.):


Сайт Мга, торгующий товарами посредством сети Интернет. Позволяет пользователям онлайн, в своём браузере или через мобильное приложение, сформировать заказ на покупку, выбрать способ оплаты и доставки заказа, оплатить заказ.

Одежда в Мга

Мужская и женская одежда, которую предлагает магазин в Мга. Бесплатная доставка и постоянные скидки, невероятный мир моды и стиля с потрясающей одеждой. Качественная одежда по выгодным ценам в магазине. Большой выбор.

Детский магазин

Все для детей с доставкой. Посетите лучший магазин детских товаров в Мга. Покупайте коляски, автокресла, одежду, игрушки, мебель, средства гигиены. От пеленок до детских кроваток и манежей. Детского питания на выбор.

Бытовая техника

В каталоге бытовой техники магазина Мга представлены товары ведущих брендов по низкой цене. Мелкая бытовая техника: мультиварки, аудиотехника, пылесосы. Компьютеры, ноутбуки, планшеты. Утюги, Чайники, Швейные машины

Продукты питания

Полный каталог продуктов питания. В Мга вы можете купить кофе, чай, макаронные изделия, сладости, приправы, специи и многое другое. Все продуктовые магазины в одном месте на карте Мга. Быстрая доставка.