Реестр программного обеспечения российского производства. Работа над ошибками: реестр российского программного обеспечения ждут изменения. Коротко об изменениях

Постановление Правительства РФ от 23 марта 2017 г. № 325 “Об утверждении дополнительных требований к программам для электронных вычислительных машин и базам данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения, и внесении изменений в Правила формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных”

В соответствии с пунктом 6 статьи 12.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

дополнительные требования к программам для электронных вычислительных машин и базам данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения;

изменения, которые вносятся в Правила формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 г. № 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 47, ст. 6600).

2. Федеральным органам исполнительной власти и государственным внебюджетным фондам при осуществлении закупок программ для электронных вычислительных машин и баз данных для обеспечения государственных нужд, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения, обеспечивать выполнение дополнительных требований, утвержденных настоящим постановлением.

3. Министерству связи и массовых коммуникаций Российской Федерации:

утвердить порядок и методику подтверждения соответствия программ для электронных вычислительных машин и баз данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения, дополнительным требованиям, утвержденным настоящим постановлением;

привести нормативные правовые акты в соответствие с настоящим постановлением;

в 6-месячный срок со дня официального опубликования настоящего постановления, обеспечить подтверждение соответствия программного обеспечения, включенного в реестр российского программного обеспечения, дополнительным требованиям, утвержденным настоящим постановлением.

4. Изменения, утвержденные настоящим постановлением, вступают в силу по истечении 6 месяцев со дня официального опубликования настоящего постановления.

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 23 марта 2017 г. № 325

Дополнительные требования
к программам для электронных вычислительных машин и базам данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения

I. Общие положения

1. Настоящий документ определяет требования к программам для электронных вычислительных машин и базам данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения, в части состава и функциональных характеристик программного обеспечения, предназначенного в том числе для автоматизации функций работников федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации при выполнении должностных обязанностей (далее соответственно - пользователи, программное обеспечение).

2. Информационная поддержка пользователей (далее - сопровождение пользователей) должна оказываться в соответствии с настоящим документом на всей территории Российской Федерации без ограничений.

II. Требования к составу, функциональным характеристикам и среде функционирования офисного программного обеспечения

3. К офисному программному обеспечению относятся операционная система, коммуникационное программное обеспечение, офисный пакет, почтовые приложения, органайзер, средства просмотра, интернет-браузер, редактор презентаций, табличный редактор, текстовый редактор, программное обеспечение файлового менеджера, справочно-правовая система, программное обеспечение системы электронного документооборота и средства антивирусной защиты.

Офисное программное обеспечение состоит из автономного и (или) сетевого программного обеспечения и клиентского программного обеспечения. Офисное программное обеспечение может представлять собой совокупность взаимосвязанных программных продуктов, соответствующих классификатору программ для электронных вычислительных машин и баз данных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Офисное программное обеспечение должно обеспечивать работу пользователей на персональных электронных вычислительных машинах, устройствах терминального доступа и абонентских устройствах радиоподвижной связи без подключения к локальным вычислительным сетям, и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", и (или) с использованием инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в электронной форме, создания, доступа, обработки, хранения и удаления электронных документов ("облачная" технология), и (или) с использованием локальных вычислительных сетей доступа пользователей к программному обеспечению, установленному на серверном оборудовании.

5. В случае наличия в офисном программном обеспечении функции идентификации и аутентификации пользователей должна обеспечиваться возможность идентификации и аутентификации пользователей с использованием в том числе федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

6. Интерфейс офисного программного обеспечения должен быть реализован на русском языке. Интерфейс офисного программного обеспечения может быть реализован с использованием дополнительно других языков.

7. Офисное программное обеспечение не должно требовать установки иного программного обеспечения (дополнительных программных модулей, шрифтов), имеющего любые ограничения на его свободное распространение на территории Российской Федерации, за исключением операционных систем.

8. Обновления офисного программного обеспечения должны выполняться только после подтверждения со стороны пользователя офисного программного обеспечения или уполномоченных сотрудников.

9. В случае доступа пользователя к офисному программному обеспечению с использованием средств интернет-браузера офисное программное обеспечение должно обеспечивать возможность использования интернет-браузеров не менее чем 3 различных правообладателей исключительных прав на программу для электронных вычислительных машин или базу данных (правообладателей, групп правообладателей), сведения об одном из которых включены в единый реестр российского программного обеспечения.

10. Офисное программное обеспечение должно соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о защите информации и о защите персональных данных в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Передача данных по каналам связи, в том числе текстовых сообщений и (или) электронных документов, голосовой, звуковой, визуальной и иной информации, с использованием офисного программного обеспечения должна осуществляться с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите информации и о связи.

11. Функциональные характеристики офисного программного обеспечения и среды его функционирования должны соответствовать следующим требованиям:

а) требования к среде функционирования офисного программного обеспечения:

офисное программное обеспечение, за исключением операционных систем, должно работать под управлением следующих операционных систем:

для автоматизированного рабочего места пользователя (персональная электронная вычислительная машина или устройство терминального доступа) - под управлением не менее 2 различных операционных систем, сведения о которых включены в единый реестр российского программного обеспечения, и операционных систем Microsoft Windows (версии 7 и выше), сертифицированных в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о защите информации;

для серверного оборудования - под управлением не менее 2 операционных систем, сведения о которых включены в единый реестр российского программного обеспечения, и операционных систем Microsoft Windows Server (версии 2008 и выше), при этом для обеспечения функционирования офисного программного обеспечения под управлением операционных систем для серверного оборудования могут быть использованы средства виртуализации;

для абонентских устройств радиоподвижной связи - под управлением операционных систем Android, iOS;

операционные системы для автоматизированного рабочего места пользователя должны иметь в своем составе режим работы, позволяющий реализовать функционал офисного программного обеспечения, функционирующего и работающего в иных операционных системах, указанных в абзаце третьем настоящего подпункта;

б) требования к коммуникационному программному обеспечению:

коммуникационное программное обеспечение, представляющее собой программное обеспечение для создания и обработки информации, а также взаимодействия пользователей посредством передачи информации с использованием телекоммуникационных каналов связи, в том числе защищенных каналов связи, и (или) локальных вычислительных сетей, с применением автоматизированного рабочего места и (или) абонентских устройств радиоподвижной связи пользователя, должно обеспечивать:

создание, просмотр, редактирование, копирование, вывод на печать информации, обрабатываемой с использованием коммуникационного программного обеспечения, и передачу с использованием телекоммуникационных каналов связи и локальных вычислительных сетей информации, в том числе с прикреплением электронных документов, электронных сообщений, включая текстовые сообщения, изображения, аудиофайлы и видеофайлы;

доставку пользователю уведомлений об электронных сообщениях, переданных иными пользователями коммуникационного программного обеспечения, на оборудование терминального доступа пользователя, на которое установлено коммуникационное программное обеспечение либо с использованием которого осуществляется доступ к коммуникационному программному обеспечению, установленному на серверном оборудовании;

возможность отключения пользователем функции по доставке уведомлений о полученных им электронных сообщениях;

возможность сохранения и удаления текстовых сообщений и электронных документов на персональных электронных вычислительных машинах и на абонентских устройствах радиоподвижной связи;

возможность выполнения поиска по сохраненным текстовым сообщениям и электронным документам в случае отсутствия доступа пользователя к серверному программному обеспечению с использованием локальной вычислительной сети или отсутствия доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

возможность хранения электронных сообщений и электронных документов на персональных электронных вычислительных машинах, серверном оборудовании и абонентских устройствах радиоподвижной связи, а также передачи электронных сообщений и электронных документов в централизованное хранилище;

передачу текстовых сообщений и электронных документов, созданных пользователями с использованием коммуникационного программного обеспечения, в федеральные информационные системы;

возможность вывода на печать информации, обработанной с использованием коммуникационного программного обеспечения;

передача данных с использованием коммуникационного программного обеспечения может осуществляться по открытым каналам связи, а также защищенным каналам связи с применением шифровальных (криптографических) средств защиты информации, сертифицированных в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

в) требования к офисному пакету:

офисный пакет, представляющий собой отдельное программное обеспечение или совокупность взаимосвязанного офисного программного обеспечения с унифицированным интерфейсом для создания, просмотра, редактирования, сохранения, удаления электронных документов, обмена электронными документами и осуществления иных способов их обработки, а также обеспечения возможности вывода при необходимости на печать информации, обработанной с использованием соответствующего программного обеспечения, должен обеспечивать функциональность не менее 4 из следующих типов программного обеспечения:

текстовый редактор;

табличный редактор;

редактор презентаций;

почтовые приложения;

коммуникационное программное обеспечение;

программное обеспечение файлового менеджера;

органайзер;

средства просмотра;

офисный пакет в части текстового редактора, табличного редактора и редактора презентаций должен обеспечивать совместную работу над электронным документом группы пользователей, в том числе с возможностью записи изменений в электронном документе в режиме реального времени;

офисный пакет должен соответствовать требованиям, предъявляемым к функциональным характеристикам соответствующего программного обеспечения;

г) требования к почтовому приложению:

почтовое приложение, представляющее собой программное обеспечение (далее - программное обеспечение электронной почты) для просмотра, создания, редактирования, удаления, сохранения, вывода на печать, а также передачи сообщений электронной почты, должно обеспечивать:

создание, редактирование, удаление и передачу электронных текстовых сообщений и прикрепление к ним электронных документов, автоматическое сохранение электронных документов и сообщений электронной почты;

создание, удаление, переименование каталогов сообщений электронной почты в электронной почтовой системе (далее - каталоги электронной почтовой системы);

возможность сохранения, удаления, копирования и перемещения сообщений электронной почты в каталогах электронной почтовой системы;

возможность поиска сообщений электронной почты в электронном почтовом ящике пользователя с использованием в том числе различных критериев поиска сообщений электронной почты;

создание, редактирование, удаление и передачу электронных текстовых сообщений в нескольких электронных почтовых ящиках (адресов электронной почты) с использованием единого пользовательского интерфейса;

отображение с использованием единого пользовательского интерфейса программного обеспечения электронной почты сообщений электронной почты из нескольких электронных почтовых ящиков пользователя (адресов электронной почты);

объединенное отображение сообщений электронной почты по темам с использованием единого пользовательского интерфейса;

автоматическое создание и изменение настроек подключенных электронных почтовых ящиков пользователя на всех устройствах пользователя, на которых установлено и используется программное обеспечение электронной почты;

создание, удаление, изменение порядка обработки сообщений электронной почты в соответствии с критериями, установленными пользователем, в том числе автоматическое перемещение сообщений электронной почты в каталоги электронной почтовой системы, отложенную отправку сообщений электронной почты на установленное пользователем время, автоматический ответ на полученные сообщения электронной почты;

создание, удаление, редактирование информации о пользователе и автоматическое добавление такой информации в создаваемое электронное сообщение;

возможность выбора пользователем адреса электронной почты иного получателя (получателей) сообщения электронной почты с использованием каталога пользователей организации и личного каталога пользователя;

возможность вывода на печать информации, обработанной с использованием программного обеспечения электронной почты;

возможность использования сертифицированных средств электронной подписи с применением квалифицированных сертификатов в целях обеспечения целостности передаваемых сообщений электронной почты;

информационно-технологическое взаимодействие между серверным программным обеспечением электронной почты и клиентским программным обеспечением электронной почты должно осуществляться в том числе с использованием следующих протоколов:

SMTP или ESMTP - для передачи сообщений электронной почты;

IMAP или POP3 - для получения сообщений электронной почты;

HTTPS - для взаимодействия с веб-клиентом электронной почтовой системы;

CalDav - для создания и получения информации о внесенных в календарь событиях;

CardDav - для создания и получения списка персональных контактов и списка пользователей организации;

в программном обеспечении электронной почты должны быть реализованы:

средства автоматического определения нежелательных сообщений электронной почты и их автоматического перемещения в соответствующий каталог электронной почтовой системы;

средства интеграции с внешним антивирусным программным обеспечением, сведения о котором включены в единый реестр российского программного обеспечения;

в целях обеспечения конфиденциальности сообщений электронной почты и электронных документов, обрабатываемых с использованием программного обеспечения электронной почты, в данном программном обеспечении должна быть реализована возможность интеграции с сертифицированными в соответствии с законодательством Российской Федерации средствами криптографической защиты информации;

д) требования к органайзеру - органайзер, представляющий собой программное обеспечение для создания, редактирования, хранения, удаления и передачи сведений о контактах, задачах и событиях пользователя, должен обеспечивать:

создание сведений о контактах, задачах и событиях пользователя;

просмотр сведений о расписании в календаре пользователя;

удаление события из календаря пользователя;

редактирование события в календаре пользователя;

возможность поддержки совместной работы пользователей;

возможность разграничения прав доступа пользователей к информации;

возможность предоставления сведений о событиях пользователя иным пользователям;

обмен информацией между серверным программным обеспечением и клиентским программным обеспечением, установленным на автоматизированных рабочих местах пользователя и на абонентских устройствах радиоподвижной связи пользователя, который должен осуществляться в том числе с использованием протоколов обмена информацией CalDav;

е) требования к средствам просмотра - средства просмотра, представляющие собой программное обеспечение для просмотра электронных документов без возможности их изменения, должны обеспечивать возможность просмотра электронных документов, сохраненных в том числе в форматах, соответствующих различным расширениям электронных документов, включая bmp, jpg, jpeg, png, gif, tif, tiff, OOXML, docx, doc, pptx, rtf, txt, pdf, xls, xlsx, odt, ods, odp, avi, mpeg, mp3;

ж) требования к интернет-браузеру - средства интернет-браузера должны поддерживать технологии html5, CSS3, javascript, а также иные технологии;

з) требования к редактору презентаций - редактор презентаций, представляющий собой программное обеспечение для просмотра, создания, редактирования, удаления и вывода на печать информации, обработанной с использованием редактора презентаций, и сохранения презентационных материалов в форме электронных документов, состоящих из набора слайдов, содержащих в определенном пользователем структурированном виде информацию, в том числе текстовую, графическую, табличную и аудиовизуальную информацию (далее - слайды), должен обеспечивать:

создание новых электронных документов презентаций, в том числе в форматах Open Document Format (ГОСТ Р ИСО/МЭК 26300-2010) и Office Open XML (OOXML, PPTX);

открытие существующих электронных документов презентаций, в том числе в форматах Open Document Format (ГОСТ Р ИСО/МЭК 26300-2010) и Office Open XML (OOXML, PPTX);

использование различных шрифтов для оформления размещаемой на слайдах текстовой информации;

оформление размещаемой на слайдах текстовой информации с использованием различных цвета и фона;

оформление размещаемой на слайдах текстовой информации с использованием устанавливаемых пользователем шрифтов полужирного, курсивного и подчеркнутого, а также произвольного размера шрифта;

обеспечение выравнивания текстовой информации по центру зоны размещения информации, по левой или правой границе зоны размещения информации, а также по ширине зоны размещения информации;

вставку в слайд и удаление из слайда графических и иных элементов, в том числе графических изображений, аудио- и видеоинформации;

настройку демонстрации слайдов;

вывод на печать слайдов с использование устройств печати документов;

демонстрацию слайдов, а также отображение информации, размещенной на слайдах, с использованием оборудования терминального интерфейса;

сохранение электронных документов презентаций в форматах, поддерживаемых программным обеспечением, в том числе в форматах Open Document Format (ГОСТ Р ИСО/МЭК 26300-2010), Office Open XML (OOXML, PPTX) и Portable Document Format (PDF);

и) требования к табличному редактору - табличный редактор (редактор электронных таблиц), представляющий собой программное обеспечение для просмотра, создания, редактирования, удаления и сохранения электронного документа (в том числе табличного документа), должен обеспечивать:

создание новых электронных табличных документов, в том числе в форматах Open Document Format (ГОСТ Р ИСО/МЭК 26300-2010) Office Open XML (OOXML, XLSX);

открытие существующих электронных табличных документов, в том числе в форматах Open Document Format (ГОСТ Р ИСО/МЭК 26300-2010) и Office Open XML (OOXML, XLSX);

ввод данных в таблицу;

удаление данных из таблицы;

редактирование и копирование данных, включая добавление, изменение, удаление и копирование содержимого ячеек и диапазонов ячеек таблиц;

оформление табличных данных, включая объединение и разделение ячеек таблиц, выбор шрифта, цвета вносимой информации, фона ячейки, оформление границ таблицы в целом и ее частей;

форматирование данных в ячейках таблицы, включая данные в форматах числовом, текстовом, денежном, финансовом и процентном;

поддержку возможности отображения графиков и диаграмм;

возможность создания и удаления листов электронного табличного документа;

возможность применения формул (в том числе математических) на русском и английском языках к данным таблицы, а также автоматическое отображение результатов расчета выбранных пользователем формул по выделенной ячейке или диапазону ячеек в строке состояния;

возможность отмены любой операции, совершенной в процессе редактирования, и возврата отмененных операций;

совместное редактирование таблицы без ограничения функциональности программного обеспечения;

использование шаблонов таблиц;

вывод на печать информации, содержащейся в таблицах, с использованием устройств печати документов;

сохранение таблиц в форматах, поддерживаемых программным обеспечением, в том числе в форматах Open Document Format (ГОСТ Р ИСО/МЭК 26300-2010), Office Open XML (OOXML, XLSX) и Portable Document Format (PDF);

к) требования к текстовому редактору - текстовый редактор, представляющий собой программное обеспечение для просмотра, создания, редактирования и сохранения электронного документа, должен обеспечивать:

создание электронных текстовых документов, в том числе в форматах Open Document Format (ГОСТ Р ИСО/МЭК 26300-2010) и Office Open XML (OOXML, DOCX);

открытие существующих электронных текстовых документов, в том числе в форматах Open Document Format (ГОСТ Р ИСО/МЭК 26300-2010) и Office Open XML (OOXML, DOCX);

ввод данных в электронный текстовый документ, а также их редактирование;

подготовку электронных текстовых документов на бланках А0, A1, A2, A3, A4, A5, A6;

продольное расположение реквизитов на бланке электронного текстового документа;

установку произвольного размера абзацного отступа от левого края электронного текстового документа;

обеспечение возможности нумерации различных элементов списков;

возможность использования устанавливаемых пользователем шрифтов полужирного, курсивного, подчеркнутого, а также размера шрифта 10, 12, 13, 14 или произвольного размера;

возможность выделения текста на письме прописными буквами и вразрядку;

возможность выравнивания текстовой информации в электронном текстовом документе по центру, по левой и правой границе текстового поля, а также по ширине текстового поля;

возможность установки значения междустрочного интервала;

возможность установки отдельной нумерации для первой и последующих страниц электронного текстового документа, в том числе нумерации страниц по центру верхнего или нижнего колонтитула;

возможность установки отступа от границы верхнего поля электронного текстового документа;

возможность установки ширины верхнего, нижнего, правого и левого полей электронного текстового документа;

возможность отмены любой совершенной в процессе редактирования операции и возврата отмененных операций;

возможность записи исправлений в электронном текстовом документе;

совместное редактирование электронного текстового документа несколькими пользователями (до 10 и более пользователей);

возможность автоматической проверки правописания, синтаксиса и пунктуации в соответствии с правилами русского языка, в том числе с возможностью использования внешних электронных орфографических словарей русского языка;

сохранение электронного текстового документа в форматах, поддерживаемых программным обеспечением, в том числе в форматах Open Document Format (ГОСТ Р ИСО/МЭК 26300-2010), Office Open XML (OOXML, DOCX) и Portable Document Format (PDF);

обеспечение возможности подготовки электронных текстовых документов на основании типовых шаблонов документов в соответствии с ГОСТ Р 6.30-2003 и требованиями законодательства Российской Федерации в сфере организации делопроизводства и документооборота в деятельности государственных органов;

л) требования к программному обеспечению файлового менеджера -файловый менеджер, представляющий собой программное обеспечение для создания, копирования, переименования и удаления каталогов электронных документов, должен обеспечивать возможность удаления, копирования и перемещения электронных документов;

м) требования к справочно-правовым системам - справочно-правовая система должна:

обеспечивать постоянно действующий информационно-поисковый сервис по предоставлению правовых актов и справочно-информационных документов;

предусматривать сетевую версию справочно-правовой системы с регулярно обновляемым банком данных федерального и регионального законодательства, устанавливаемую в локальной вычислительной сети пользователя и позволяющую осуществлять работу со справочно-правовой системой в том числе при отсутствии доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

н) требования к программному обеспечению системы электронного документооборота - программное обеспечение системы электронного документооборота должно соответствовать требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к информационным системам электронного документооборота;

о) требования к средствам антивирусной защиты - средства антивирусной защиты должны обеспечивать защиту данных, обрабатываемых с использованием информационно-коммуникационных технологий в соответствии с требованиями, предъявляемыми к информационной системе, в которой используются средства антивирусной защиты, с возможностью оперативного мониторинга и анализа журналов событий с единой консоли администратора.

12. Офисное программное обеспечение в случае необходимости импорта (экспорта) данных должно обеспечивать возможность обработки данных в одном из следующих форматов:

Open Document Format (ГОСТ Р ИСО/МЭК 26300-2010);

Office Open XML (OOXML, DOCX, XLSX, PPTX, проект ISO/IEC IS 29500:2008);

PDF/A-1, соответствующий стандарту ISO 19005-1:2005 "Управление документацией. Формат файлов электронных документов для долгосрочного сохранения. Часть I: Использование формата PDF 1.4 (PDF/A-1)" (Document management - Electronic document file format for long-term preservation - Part I: Use of PDF 1.4 (PDF/A-1) в соответствии с законодательством Российской Федерации;

распространенные файлы обмена аудио- и видеоинформацией, электронными текстовыми документами (например, bmp, jpg, jpeg, png, gif, tif, tiff, rtf, txt, zip, avi, mpeg, mp3).

13. В офисном программном обеспечении должны быть реализованы и документированы программные интерфейсы (API) для интеграции с другими системами.

14. Офисное программное обеспечение должно обеспечивать совместимость с форматами документов на основе Open Document Format (ГОСТ Р ИСО/МЭК 26300-2010), а также Portable Document Format (PDF).

15. Эксплуатационная документация, поставляемая с офисным программным обеспечением, должна содержать материалы в электронной форме на русском языке, в том числе:

руководство пользователя;

руководство по установке;

руководство по администрированию;

системные требования;

информацию о новой версии программного обеспечения.

III. Требования к сопровождению программного обеспечения

16. Сопровождение пользователей обеспечивается посредством использования телефонной связи и средств электронной почты на русском языке в круглосуточном режиме.

17. Контактная и иная информация, необходимая для взаимодействия пользователей и правообладателя программного обеспечения в рамках сопровождения пользователей, должна быть опубликована на официальном сайте производителя программного обеспечения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 23 марта 2017 г. № 325

Изменения,
которые вносятся в Правила формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных

1. Пункт 4 дополнить подпунктом "н" следующего содержания:

"н) сведения о соответствии или несоответствии программного обеспечения дополнительным требованиям к программам для электронных вычислительных машин и базам данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2017 г. № 325 "Об утверждении дополнительных требований к программам для электронных вычислительных машин и базам данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения, и внесении изменений в Правила формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных" (далее - дополнительные требования).".

2. Пункт 19 дополнить абзацем следующего содержания:

"Уполномоченный орган в течение 30 дней со дня включения сведений в реестр обеспечивает проверку и подтверждение соответствия программного обеспечения дополнительным требованиям в соответствии с утвержденными уполномоченным органом порядком и методикой подтверждения соответствия программ для электронных вычислительных машин и баз данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения, дополнительным требованиям.".

Обзор документа

Установлены дополнительные требования к отечественному офисному ПО, включенному в Реестр российского программного обеспечения. Они будут применяться в рамках госзакупок.

К ПО относятся операционная система, коммуникационное программное обеспечение, офисный пакет почтовые приложения, органайзер, средства просмотра, интернет-браузер редактор презентаций, табличный редактор, текстовый редактор, ПО файлового менеджера, справочно-правовая система (СПС), ПО системы электронного документооборота и средства антивирусной защиты.

Требования определяют состав, архитектуру, функции ПО, необходимого для замены импортных аналогов.

В частности, интерфейс ПО должен быть реализован на русском языке. ПО не должно требовать установки иного ПО (дополнительных программных модулей, шрифтов), имеющего любые ограничения на его свободное распространение на территории России, за исключением операционных систем. Обновления ПО должны выполняться только после подтверждения со стороны пользователя или уполномоченных сотрудников.

При этом для каждого вида ПО предусмотрены специальные требования.

Так, СПС должна обеспечивать постоянно действующий информационно-поисковый сервис по предоставлению правовых актов и справочно-информационных документов, а также предусматривать сетевую версию с регулярно обновляемым банком данных федерального и регионального законодательства, устанавливаемую в локальной вычислительной сети пользователя и позволяющую осуществлять работу с СПС в т. ч. при отсутствии доступа к Интернету.

Реестровая запись дополнена сведениями о соответствии или несоответствии ПО дополнительным требованиям.

В 2016 году производители программного обеспечения столкнулись с множеством трудностей. Продавать разработки в рамках закона от 5 апреля 2013 года стало очень сложно. Заказчики отказались работать с фирмами, продукция которых не включена в единый реестр. С января привлекать к исполнению государственных или муниципальных контрактов разрешено лишь отечественных производителей, прошедших процедуру регистрации.

Прибегать к помощи иностранных компаний допускается в порядке исключения.

Коротко об изменениях

Нормы о поддержке российских разработчиков включены в закон 149-ФЗ от 27.07.2006 года. Важные коррективы в систему закупок внесло и постановление Правительства РФ № 1236. Приобретать разрешили продукты, зарегистрированные в едином государственном реестре. Возможность купить иностранный аналог у заказчиков осталась. Однако для реализации права необходимо составить исчерпывающее обоснование.

Важно! Если ранее договор был заключен на поставку российского программного обеспечения, приобрести иностранный вариант уже нельзя. Такое условие содержится в закона 44-ФЗ.

Обойти запрет заказчик может в четырех случаях:

№ п. п. Ситуация Ссылка на постановление № 1236 Документальное обоснование
1 Ни один программный продукт не соответствует требованиям конкурсной документации. п. а ч. 2 требуется
2 В реестре присутствуют российские разработки одного класса с иностранными, но в значительной мере уступают последним по функциональным, эксплуатационным и техническим характеристикам. При этом отечественный продукт признан не соответствующим требованиям заказчика. п. б ч. 2 требуется
3 Закупка проводится для обеспечения деятельности на территории другого государства. В роли заказчика могут выступать торговые представительства России, консульские или дипломатические учреждения. п. 3 не требуется
4 Разработка, либо сведения о ней отнесены к государственной тайне. п. 4 не требуется

Каким требованиям должно соответствовать программное обеспечение?

Российским компаниям остается только одно – совершенствовать собственный продукт и добиваться его включения в реестр. Перед направлением документов в Минкомсвязь РФ потребуется провести анализ соответствия. Внести сведения в государственную базу чиновники обязаны при выполнении шести условий:

№ п. п. Критерий оценки Описание
1 Исключительные права

Участник закупки должен являться зарегистрированным правообладателем. Разрешено сотрудничать со следующими собственниками:

  • Россия, регионы или муниципальные образования;
  • отечественные некоммерческие и коммерческие организации;
  • граждане РФ.

Нормативными актами введен запрет на приобретение программного обеспечения у компаний с преобладающим участием иностранных лиц.

2 Оборотоспособность В реестр вносят программы, разработанные в соответствии с гражданским законодательством. Продукт должен без ограничений реализовываться на территории России.
3 Годовая сумма выплат

Правообладатель может претендовать на регистрацию продукта, если общий размер отчислений третьим лицам не превышает 30% дохода. При расчете объема издержек учитывают:

  • вознаграждения за предоставление прав на средства индивидуализации, объекты
  • интеллектуальной собственности, выполнение специфических работ;
  • оплату разработки, модификации или адаптации программы;
  • иные выплаты, связанные с реализацией и поддержанием работоспособности.

Расчетным периодом признают 12 месяцев.

4 Доступность сведений о программе В реестр не вносят секретные разработки, а также продукты, информация о которых так или иначе отнесена к государственной тайне.
5 Безопасность Программное обеспечение должно соответствовать стандартам защиты информации. Правила сертификации утверждены Правительством России. Требование распространяется на новинки, использование которых предполагает обработку конфиденциальных сведений.
6 Лицензия Этот документ правообладатель обязан получить до начала фактической деятельности.

Внимание! Обязательными условиями внесения записи в реестр являются наличие у заявителя квалифицированной цифровой подписи и регистрация в ЕСИА.

Как составить документы на регистрацию ПО в реестре?

Производителю программного обеспечения необходимо внимательно ознакомиться с правилами, утвержденными правительственным постановлением № 1236, а также изучить приказ МЭР РФ № 614 от 31.12.2015 года.

Первым шагом станет заполнение электронной формы на официальном сайте реестра. В анкете следует указать:

  • название программного продукта;
  • альтернативное наименование;
  • код по ;
  • класс;
  • подробную информацию о правообладателе;
  • данные о доле участия отдельных субъектов в учредительном капитале компании;
  • контакты заявителя, включая электронную почту и номер мобильного телефона;
  • адрес официальной интернет-страницы с описанием программного продукта;
  • сведения о должностном лице, подписавшем заявление;
  • реквизиты и наименование документа, предоставившего представителю полномочия на обращение.

В качестве приложения к электронному заявлению выступят сканированные копии доверенности, устава компании, решений о назначении руководства. Дополнительно потребуется прикрепить один экземпляр регистрируемой программы, а также бумаги, подтверждающие права на нее.

Внимание! Рассмотрению подлежат файлы в формате pdf.

В виде текстовых документов можно загрузить технические паспорта, описание функциональных характеристик, сведения о возникновении прав на разработку. Прикрепить к заполненной форме нужно инструкции об устранении неисправностей и порядке совершенствования. Здесь же отражают информацию о требованиях к оборудованию и обслуживающему персоналу. Заявитель вправе прикрепить дополнительные бумаги.

Порядок внесения сведений в реестр Минкомсвязи

Производителю программного обеспечения придется выстраивать отношения с тремя субъектами. Представители Минкомсвязи РФ принимают решение о включении записи в единую базу данных, оператор ведет реестр, а экспертный совет оценивает продукт.

Процедуру оформления можно разбить на девять стадий:

№ п. п. Этап Характеристика
1 Проверка заявления Задачей сотрудников является оценка соблюдения требований к форме документов, комплектности приложения. На выполнение поставленной задачи отводят 10 дней.
2 Запрос сведений В течение 5 суток контролирующий орган направляет запросы впубличные структуры. На этой стадии получают документальное подтверждение полноты и достоверности информации.
3 Регистрация заявления

По итогам первых двух этапов принимают решение о рассмотрении, либо возврате обращения. Отклонить заявку могут по следующим основаниям:

  • нарушение установленных правил;
  • отказ в регистрации или исключение программы из реестра по причине недостоверности, фальсификации документов.

Устранить ошибки и вновь подать обращение можно лишь в первом случае. В остальных ситуациях придется дождаться окончания штрафного срока – 12 месяцев.

4 Публикация данных Оператор размещает информацию о регистрации заявления на официальном сайте реестра в течение 1 рабочего дня с момента принятия решения. Персональные данные из сообщения исключают.
5 Экспертиза Совет квалифицированных специалистов рассматривает заявление, оценивает соответствие декларируемых характеристик фактическим параметрам. Заключение выдают по истечении 30 суток. В расчет принимают только рабочие дни.
6 Направление документов оператору Пересылка заключения не может длиться дольше 1 дня.
7 Публикация результатов экспертизы В систему информацию включают незамедлительно. Мнение независимых специалистов находится в свободном доступе на официальной странице реестра.
8 Решение о включении записи Правилами установлены сразу два ограничения по сроку. Приказ Минкомсвязи РФ должен быть издан не позднее 10 суток с момента утверждения заключения эксперта. При этом общий период рассмотрения не должен превышать 65 рабочих дней.
9 Внесение записи После получения документов оператор размещает сведения в единой базе данных. Срок минимален – рабочий день.

В завершение отметим, что отклонить заявку правообладателя уполномоченный орган может при выявлении одного из трех обстоятельств. Причиной отказа служат недостоверность информации, неисполнение заявителем дополнительного запроса, направленного экспертом, либо установление факта несоответствия программного продукта действующим стандартам.

В середине августа Минкомсвязь в лице директора департамента развития высоких технологий Салавата Мигранова объявило, что уже осенью этого года реестр российского ПО станет работать по новым правилам. По словам чиновника необходим переход от экстенсивного роста реестра к качественному. Помимо этого, будут устранены некоторые прорехи в правовом регулировании импортозамещения в сфере ИТ. Новые правила также установят дополнительное требование об отсутствии принудительного обновления и управления конкретным программным обеспечением из-за границы. Ознакомиться с текстом законопроекта можно . Очевидно, что анонсированные Минкомсвязью перемены в работе реестра отразятся как на российских разработчиках ПО, так и на госзаказчиках. В ожидании конкретики попробуем порассуждать, к чему это все приведет.

Немного теории

Для включения программного продукта в реестр российского ПО разработчику необходимо подать в Минкомсвязь заявление в электронном виде, дождаться его публикации, после чего заявка будет рассмотрена экспертным советом, в который входят представители ИТ-компаний. На основании решения совета министерство выпустит приказ о включении в реестр либо об отказе. Вся процедура занимает около 70 дней.

К заявлению должны прилагаться документы, подтверждающие исключительное право разработчика на ПО. Также необходимо предоставить экземпляр продукта без технических средств защиты авторских прав или со средствами законного устранения ограничений использования софта. Кстати, новые правила работы реестра содержат более туманные формулировки. Ссылаясь на члена экспертного совета, издание пишет, что теперь разработчики могут приложить к заявке не продукт целиком, а только его элементы, что существенно затруднит экспертизу.

Страсти вокруг реестра

В 2016 году достоянием общественности стало президента НП «Руссофт» Валентина Макарова директору департамента развития высоких технологий Минкомсвязи Дмитрию Чернову, которое касалось непрозрачности процедуры принятия решений о включении программных продуктов в реестр. По мнению Макарова, члены экспертного совета не всегда могут «избежать разночтений, ошибок, конфликта интересов при вынесении решений». Однако предложенная им возможность создания процедуры апелляций, в том числе с привлечением независимых экспертов, пока осталась нереализованной.

На непрозрачность процедуры включения в реестр указывали и другие участники рынка. Компания «ИСЕТ Девелопмент» оспаривала решение Минкомсвязи об отказе включить в реестр антивирусное решение Eset. В октябре 2016 года суд вынес решение в пользу ведомства, мотивировав это тем, что «ИСЕТ Девелопмент» не имеет сертификата для разработки ПО, в котором реализованы функции защиты конфиденциальной информации. Участники рынка посчитали это формальной причиной и предположили, что реальная заключается в том, что «ИСЕТ Девелопмент» как дочерняя компания словацкого производителя не смогла доказать, что ее продукт является российским. В подтверждение этому глава Минкомсвязи Никифоров поприветствовал решение суда, отметив, что довольно часто зарубежные компании пытаются представить свои разработки через дочерние структуры в России, чтобы включить их в реестр.

Наглядный пример: в августе в реестре российского ПО был продукт американской компании Hewlett Packard Enterprise. «Русская» версия программы ArcSight носит название «Ankey SIEM». При этом указано, что исключительные права на ПО и все его компоненты принадлежат разработчику ООО «Газинформсервис». В HPE открыто , что таким образом они локализуют свои продукты для продажи их в государственные структуры.

На этом фоне интересно выглядят сообщения о том, что в реестр не вошла операционная система «ОСь», разработанная «дочкой» «Ростеха», компанией НЦИ. Основанием для отказа: НЦИ не предоставил экспертному совету документы, подтверждающие исключительные права на систему, а также лицензию ФСТЭК. История достаточно громкая, поэтому скажу только основное. В самой НЦИ , что «ОСь» основана на свободном программном обеспечении и программных модулях собственной разработки. Однако по члена экспертного совета Натальи Касперской, в заявке, напротив, было указано, что это проприетарное ПО. Как будет развиваться ситуация - покажет время, а пока НЦИ подал заявку.

Есть и другие интригующие случаи: так, в июне 2016 года без каких-либо комментариев со стороны Минкомсвязи из реестра ранее включенные в него продукты на базе решений IBM и EMC, в том числе разработки «КРОКа», «Логики Бизнеса» («дочка» «АйТи»), «К-МИС», «Метамодель групп» и др. Сам факт, что продукты были исключены из реестра, а не получили отказ по итогам рассмотрения заявки, свидетельствовал о незрелости процедур работы экспертного совета на тот момент.

Миллиарды мимо бюджета

Десятки миллиардов рублей ежегодно необоснованно уходят к иностранным производителям ПО, Минкомсвязь. В связи с этим ведомство совместно с ФАС намеревается жестко наказывать госструктуры и компании с государственным участием, использующим зарубежный софт при наличии российских аналогов. В мае Николай Никифоров предложил и вовсе обложить налогом такие госучреждения, размер сбора может составить 5% стоимости на то иностранное ПО, которое можно было бы заменить отечественным.

Что и говорить, переход от софта мировых производителей на разработки своих соотечественников - дело нешуточное. Необходимость тратить время и ресурсы на проекты по миграции на новое ПО, а также риски таких проектов отпугивают заказчиков и толкают их на поиск обходных путей. Широко практика приобретения вычислительной техники с предустановленным софтом, а также «завуалированной» закупки иностранных программных продуктов под видом услуг, например, SaaS, аренды оборудования с предустановленным софтом или техподдержки, включающей обновление ПО.

После вступления в силу изменений, касающихся работы реестра, такие схемы работать больше не будут. Заказчиков обяжут закупать ПО отдельно от вычислительной техники, и таким образом ограничения нельзя будет обойти. Это обернется дополнительными расходами на миграцию на отечественный софт, но в некоторых случаях часть затрат компенсируется за счет меньшей стоимости российских разработок.

Не числом, а умением

На сегодняшний день реестр содержит сведения более чем о 4000 программных продуктах, которые официально признаны российскими. С учетом того, что реестр задуман как инструмент реализации импортозамещения, а не просто как перечень всех имеющихся ИТ-продуктов российского происхождения, крайне важно обеспечить объективную оценку соответствия ПО требованиям госзаказчиков. Но это сделать очень трудно, и вот почему. Действующая на данный момент процедура подачи заявки не предполагает какой-либо экспертизы на предмет соответствия программных продуктов тем или иным требованиям заказчиков. Иначе говоря, задача экспертного совета - подтвердить или опровергнуть российское происхождение ПО, а уж его функциональность, надежность, безопасность остаются на совести разработчика. Госзаказчикам не позавидуешь: даже несмотря на поддержку Минкомсвязи (методические материалы, таблица соответствия российского ПО иностранным аналогам и т. п.), задача выбора программных продуктов, мягко говоря, затруднена. Если уж совсем образно выразиться, то это выбор одного из сотен «котов в мешке».

Обозначенная министерством перспектива качественного роста реестра внушает надежду, что в будущем к программным продуктам, претендующим на включение в него, будут предъявляться более развернутые требования, соответствующие интересам заказчиков. Разработчикам при этом придется сфокусироваться не столько на организационных вопросах, сколько на функциональности своего ПО, на что потребуется и время, и немалые затраты. Но в итоге повысится конкурентоспособность и клиентоориентированность продуктов, а от этого выиграют все.

С 1 января 2016 года все государственные и муниципальные органы, государственные корпорации «Росатом» и «Роскосмос», органы управления государственными внебюджетными фондами, а также казённые и бюджетные учреждения, осуществляющие закупки в соответствии с требованиями «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», обязаны соблюдать запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Для того, чтобы принять решение о закупке ПО, заказчику необходимо провести работу с реестром. При работе с реестром российского ПО заказчик, размещающий заказ на поставку программных продуктов, должен:

1) изучить классификатор и определить, какому классу соответствует программное обеспечение, планируемое к закупке;

2) зайти на официальный сайт реестра и выяснить, есть ли в реестре сведения о программном обеспечении по данному классу (как это сделать, см. ниже);

3) если сведения об одном или нескольких программных продуктах по искомому классу в реестре есть, заказчику необходимо будет самостоятельно определить, соответствует ли хотя бы один из продуктов тем характеристикам, которые требуются заказчику и которые он планирует включить в описание объекта закупки. Для этого целесообразно определить требуемые функциональные, технические и эксплуатационные характеристики ПО и сравнить их с аналогичными характеристиками ПО, сведения о котором размещены в реестре.

Примерная форма сравнения характеристик приведена ниже:

№ п/п Характеристики ПО Требуемые Продукт А Продукт Б
1. Функциональные характеристики
1.1. Централизованное управление Да Да Да
1.2. Управление физической и виртуальной инфраструктурой Да Ограничено Да
Возможность управлять средами виртуализации от различных поставщиков Да Да Да
2. Технические характеристики
2.1. Максимальное количество хостов виртуализации 64 64 200
2.2. Максимальное количество виртуальных машин 3000 8000 Не документировано
2.3. Автоматическое восстановление ВМ после сбоя (HA) Да Да Да
3. Эксплуатационные характеристики
3.1. Интеграция c AD Да Да Нет
3.2. Возможность централизованного управления через веб-браузер да Да Да
3.3. Наличие API для резервного копирования Нет Да Нет

Примечание

Необходимо отметить, что в соответствии с постановлением правительства Российской Федерации № 1236 в части характеристик ПО, реестровая запись содержит только адрес страницы сайта правообладателя в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, на которой размещена документация, содержащая описание функциональных характеристик программного обеспечения и информацию, необходимую для установки и эксплуатации программного обеспечения. На практике сайт правообладателя не всегда содержит всю необходимую информацию о ПО. Механизм получения такой информации для подготовки обоснования не урегулирован. В случае недостаточности информации о необходимом ПО целесообразно запросить правообладателя о предоставлении таких характеристик.

По результатам проведенной работы заказчик принимает одно из двух решений: либо приобретать один из российских программных продуктов, указанных в реестре, либо обосновывать закупку ПО, не входящего в реестр.

Второе возможно, если:

а) в реестре отсутствуют сведения о программном обеспечении искомого класса;

б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр по искомому классу, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует требованиям заказчика.

В этом случае заказчик должен подготовить, утвердить и опубликовать (вместе с документацией о закупке) . Такая обязанность установлена частью 3 статьи 14 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Порядок подготовки обоснования (Порядок) утвержден .

Стоит обратить внимание, что в соответствии с п. 4 Порядка, заказчик должен утвердить указанное обоснование по состоянию непосредственно на день размещения извещения об осуществлении закупки. Недостаточно утвердить обоснование одновременно со всем пакетом документации о закупке.

Для соблюдения указанного положения, учитывая сложные процедуры закупки в целом, заказчикам стоит осуществлять мониторинг не только самого реестра, но и заявлений, поданных для включения в реестр (они также размещены на сайте оператора реестра). Это позволит заранее предусмотреть включение того или иного программного обеспечения в реестр.

Целесообразно подготовить проект обоснования в момент подготовки полного пакета документации о закупке, а затем актуализировать и утвердить его в день публикации.

Обоснование должно содержать указание на:

а) обстоятельство, в связи с которым невозможно соблюдение запрета (выбирается подпункт «а» или «б» пункта 2 постановления правительства Российской Федерации № 1236);

б) класс (классы) программного обеспечения, которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение, являющееся объектом закупки;

в) требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам программного обеспечения, являющегося объектом закупки, установленные заказчиком (с указанием класса (классов), которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение, см. выше);

г) функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики, в том числе количественные, по которым программные продукты из реестра не соответствуют установленным заказчиком требованиям к программному продукту, являющемуся объектом закупки, по каждому программному продукту из реестра (с указанием его названия). Сравниваемые таким образом программные продукты должны принадлежать одному классу ().

См. также примеры обоснований невозможности закупки ПО из реестра: ; . Ещё примеры аналогичных документов, представленных в обоснование невозможности закупить отечественный программный продукт, можно посмотреть .

Если в реестре нет сведений о программном обеспечении по искомому классу (выбран подпункт «а» пункта 2 постановления правительства Российской Федерации № 1236), последний блок («г») в обоснование не включается.

По данному блоку («г») также следует иметь в виду, что постановлением правительства Российской Федерации № 1236 не предусмотрено обязательное указание и функциональных, и технических, и эксплуатационных характеристик закупаемого ПО, чтобы доказать его отличие от ПО, указанного в реестре. Тем не менее, некорректно указанные характеристики, как требуемого заказчику ПО, так и ПО, размещенного в реестре, могут послужить основанием для возникновения претензий контролирующих органов. Причиной для претензий может послужить, например, обращение разработчика программного обеспечения, сведения о котором внесены в реестр, с жалобой в Федеральную антимонопольную службу на некорректное обоснование заказчиком невозможности соблюдения запрета.

В случае недостаточности информации о характеристиках ПО, сведения о котором размещены в реестре, целесообразно запросить правообладателя о предоставлении таких характеристик.

Если такая информация не будет предоставлена, целесообразно сделать скриншоты страниц сайта правообладателя, на которых размещена информация о характеристиках ПО из реестра (на момент публикации обоснования), и приложить данные скриншоты к обоснованию.

Пример обоснования невозможности соблюсти запрет на закупку ПО приведен в .

Проверка наличия в реестре сведений о программном обеспечении по конкретному классу на сайте reestr.minsvyaz.ru в его нынешнем виде выполняется следующим образом:

1) на сайте реестра российского ПО заходим в раздел «Реестр» ;

2) выбираем необходимый класс (классы) ПО:

3а) если в реестре сведений о программном обеспечении по искомому классу нет, появляется соответствующее сообщение:

3б) если в реестре есть сведения о программном обеспечении искомого класса, появляется список программных продуктов:

Актуальные дополнения (по состоянию на декабрь 2017)

В марте 2017 года правительство утвердило к программам для электронных вычислительных машин и базам данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения. Требования определяют состав, архитектуру, функции ПО, необходимого для замены импортных аналогов.

В частности, интерфейс ПО должен быть реализован на русском языке. ПО не должно требовать установки иного ПО (дополнительных программных модулей, шрифтов), имеющего любые ограничения на его свободное распространение на территории России, за исключением операционных систем. Обновления ПО должны выполняться только после подтверждения со стороны пользователя или уполномоченных сотрудников. При этом для каждого вида ПО (операционная система, коммуникационное программное обеспечение, офисный пакет почтовые приложения, органайзер, средства просмотра, интернет-браузер, редактор презентаций, табличный редактор, текстовый редактор, ПО файлового менеджера, справочно-правовая система (СПС), ПО системы электронного документооборота и средства антивирусной защиты) предусмотрены специальные требования.

Согласно постановлению реестровая запись дополнена сведениями о соответствии или несоответствии ПО дополнительным требованиям. Однако по состоянию на конец 2017 года таких сведений в реестре обнаружить не удалось.

В июне 2017 года Минкомсвязь опубликовала по реализации планов перехода федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов на использование отечественного офисного программного обеспечения, в том числе взамен ранее закупленного офисного ПО.

Полный перечень нормативных актов, относящихся к импортозамещению ПО, см.

5) российской коммерческой организации без преобладающего иностранного участия. Коммерческая организация является такой, если более 50 процентов в ней составляет суммарная доля прямого и (или) косвенного участия:

  • Российской Федерации,
  • муниципальных образований,
  • граждан Российской Федерации.

6) гражданину Российской Федерации.

Требование 2. ПО правомерно введено в гражданский оборот на территории Российской Федерации. Экземпляры ПО либо права его использования свободно реализуются на всей территории Российской Федерации.

Требование 3. Это требование относится к общей сумме выплат за календарный год по лицензионным и иным договорам (независимо от вида договора).

Речь идет о договорах, которые:

1) предусматривают предоставление прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, выполнение работ, оказание услуг;

2) связаны с разработкой, адаптацией и модификацией программного обеспечения и заключены для разработки, адаптации и модификации программного обеспечения;

3) предполагают выплаты:

  • иностранным юридическим и (или) физическим лиц, контролируемым ими российским коммерческим и (или) некоммерческим организациям,
  • агентам, представителям иностранных лиц и контролируемым ими российским коммерческим и (или) некоммерческим организациям.

Общая сумма выплат таким лицам за календарный год должна быть менее 30 процентов выручки правообладателя (правообладателей) ПО от его реализации (включая предоставление прав использования).

Требование 4. Сведения о ПО не составляют государственную тайну, и оно не содержит сведений, которые ее составляют.

Требование 5. ПО отвечает требованиям безопасности информации. То есть должен быть сертификат системы сертификации средств защиты информации по требованиям безопасности информации. Порядок его выдачи устанавливает Правительство РФ.

Это требование касается только ПО, в составе которого реализованы функции защиты конфиденциальной информации.

Требование 6. Есть лицензия на осуществление деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации, если:

  • в составе ПО реализованы функции защиты конфиденциальной информации.

Кто может внести сведения в Реестр

Обратиться в уполномоченный орган (Минкомсвязь России) с заявлением о включении сведений в Реестр может правообладатель ПО или лицо, которое уполномочено всеми правообладателями (п. 9 Правил).

Если исключительное право на ПО принадлежит Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, то заявление подает соответственно:

  • федеральный орган исполнительной власти,
  • орган исполнительной власти субъекта РФ,
  • орган местного самоуправления или
  • организация, которая осуществляет управление (распоряжение) таким правом.

Чтобы организация или физическое лицо смогли внести сведения о ПО в Реестр, у нее должны быть:

Учетная запись в ЕСИА

Она нужна для того, чтобы подать документы через официальный сайт Реестра. Это возможно только после авторизации в личном кабинете через ЕСИА.

Если правообладатель - физическое лицо, то достаточно его подтвержденной учетной записи в ЕСИА. С юрлицом сложнее - необходимо зарегистрировать его учетную запись. Для этого нужно, чтобы:

  • у юрлица был квалифицированный сертификат электронной подписи, выпущенный на руководителя организации, а
  • у руководителя была подтвержденная учетная запись в качестве физического лица в ЕСИА.

Чтобы создать учетную запись юрлица в ЕСИА, руководителю необходимо в личном кабинете портала Госуслуг :

1) перейти на вкладку «Организации»,

2) выбрать пункт «Создать учетную запись организации»,

3) заполнить предлагаемую форму и

4) снова подтвердить ее квалифицированной электронной подписью.

Усиленная квалифицированная электронная подпись

Она нужна для того, чтобы подписать заявление на внесение сведений о ПО в Реестр.

Если правообладатель - физическое лицо, то заявление нужно подписать личной усиленной квалифицированной электронной подписью.

Если правообладатель - юридическое лицо, то речь уже идет об усиленной квалифицированной электронной подписи организации в лице ее руководителя или уполномоченного лица (на основании доверенности).

Как подать заявление

Чтобы внести сведения о ПО в Реестр, необходимо представить в Минкомсвязь России соответствующее заявление и прилагаемые к нему документы и материалы (п. 14 Правил).

Для этого нужно заполнить электронные формы, которые размещены на официальном сайте реестра reestr.minsvyaz.ru (приказ Минкомсвязи России от 31 декабря 2015 г. № 614 «Об определении официального сайта оператора единого реестра российских программ для ЭВМ и баз данных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"»).

Это можно будет сделать после того, как заявитель (п. 14 Правил).

Сведения, документы и материалы, необходимые для подачи заявления (согласно разделу IV Порядка подачи заявления для внесения сведений о ПО в Реестр ):

1. Название ПО. Нужно указать текущее название программного обеспечения (без номеров версий продукта).

2. Предыдущие и (или) альтернативные названия ПО. Это поле можно не заполнять.

3. Код (коды) продукции. Нужно указать один или несколько кодов ОКПД 2. Их описание приведено в Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008).

4. Класс (классы) ПО, которому (которым) соответствует ПО. Нужно указать один или несколько классов ПО. При этом под классом ПО понимают группу, которая:

  • объединяет ПО, имеющее аналогичные функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики, и
  • определяется по классификатору (его утвердил Минкомсвязи России приказом от 31 декабря 2015 г. № 621).

Такое определение дано в пункте 2 Правил.

Порядок, которым нужно руководствоваться, чтобы определить класс (классы), утвержден приказом от 31 декабря 2015 г. № 622.

В классификаторе использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования. Код состоит из 2-4 цифровых знаков.

ПО соответствует нескольким классам, если полностью или частично отвечает функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам таких классов.

5. Статус правообладателя. Здесь нужно выбрать один или несколько пунктов из списка:

  • российская коммерческая организация;
  • российская коммерческая организация, имеющая в цепочке владения иностранных лиц (иностранные организации или трасты);
  • российская некоммерческая организация;
  • гражданин Российской Федерации.

6. Сведения о правообладателях ПО. Содержание зависит от статуса правообладателя:

1) в отношении гражданина нужно указать:

  • фамилию, имя, отчество,
  • наименование и реквизиты документа, удостоверяющего личность,
  • адрес регистрации по месту жительства (пребывания) или, если такая регистрация отсутствует, - адрес места фактического проживания;

2) в отношении организации нужно указать полное наименование, ОГРН и ИНН.

7. Сведения о долях прямого и косвенного участия в правообладателе:

  • Российской Федерации,
  • субъектов Российской Федерации,
  • муниципальных образований,
  • российских некоммерческих организаций без преобладающего иностранного участия и
  • граждан Российской Федерации.

Это поле нужно заполнить в двух случаях - если исключительное право на ПО принадлежит правообладателю :

  • «российская коммерческая организация» или
  • «российская коммерческая организация, имеющая в цепочке владения иностранных лиц».

В первом случае нужно указать конечных владельцев (российских граждан) и размеры их долей.

Во втором случае необходимо раскрыть всю цепочку владения в форме таблицы и загрузить сканированные выписки (или иные документы) из реестров соответствующих государств.

Сведения нужно заполнить в отношении всех конечных бенефициаров (российских граждан), которые владеют более 5 процентами уставного капитала организации-правообладателя.

Отдельное правило установлено для случая, когда такие бенефициары совокупно владеют менее 50 процентами уставного капитала (т. е. проверить критерий о принадлежности исключительного права невозможно). В такой ситуации необходимо включить сведения о российских гражданах, владеющих долями менее 5 процентов. Сделать это нужно так, чтобы заявление содержало сведения о российских гражданах, которые владеют в совокупности более 50 процентами уставного капитала организации-правообладателя. То есть представлять информацию обо всех конечных бенефициарах - российских гражданах не обязательно.

8. Адрес электронной почты и номер телефона для связи с заявителем. Необходимо указать действующие контакты для направления уведомлений и запросов о предоставлении дополнительной информации.

9. Адрес страницы сайта правообладателя в Интернете с документацией, которая содержит описание функциональных характеристик ПО и информацию для его установки и эксплуатации. Речь идет о пользовательской документации.

10. Статус лица, подписывающего заявление. В этом поле нужно выбрать одну позицию из списка:

  • представитель правообладателя, действующий на основании доверенности;
  • лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени правообладателя, являющегося юридическим лицом;
  • правообладатель, являющийся гражданином Российской Федерации.

11. Документ, который подтверждает полномочия лица, подписывающего заявление (если заявление на включение сведений в Реестр подписывает представитель по доверенности). Речь идет о доверенности с полномочиями на осуществление действий от имени правообладателя (правообладателей) ПО. Заявителю необходимо загрузить сканированную версию доверенности в формате pdf.

12. Копия устава правообладателя ПО (если заявление подает организация). Необходимо загрузить сканированную версию устава в формате pdf. Сделать это нужно одним файлом.

13. Экземпляр ПО. В данном разделе необходимо предоставить действующую ссылку на скачивание дистрибутива ПО. Также нужно приложить инструкцию (в виде одного документа в произвольной форме) по скачиванию и установке. Она должна включать (при необходимости) лицензионный ключ (серийный номер) для активации.

14. Документы, которые подтверждают, что ПО отвечает требованию о принадлежности исключительного права (если заявление подает ). Необходимо загрузить:

  • файл с описанием цепочки владения в форме таблицы (в произвольной форме) и
  • сканированную версию выписок (или иных документов) из реестров соответствующих государств, подтверждающих данные таблицы.

15. Сведения об основаниях возникновения у правообладателя (правообладателей) исключительного права на ПО на территории всего мира и на весь срок действия исключительного права. Это поле нужно заполнить в текстовом виде (в произвольной форме).

Основанием возникновения исключительного права могут быть, например, собственная разработка (создание служебного произведения) или приобретение исключительного права.

16. Документация с описанием функциональных характеристик ПО и информацией для его установки и эксплуатации. Эту документацию необходимо загрузить в текстовом формате.

17. Документация, которая содержит:

1) описание процессов, обеспечивающих поддержание жизненного цикла ПО, в том числе:

  • устранение неисправностей, выявленных в ходе эксплуатации ПО,
  • совершенствование ПО;

2) информацию о персонале, необходимом для обеспечения такой поддержки.

Эту документацию также необходимо загрузить в текстовом формате.

18. Иные документы. Заявитель может приложить любые документы, которые подтверждают, что продукт соответствует критериям российского ПО и классу ПО.

Заявитель должен (п. 14 Правил).

Кто и как включает сведения о ПО в Реестр

В процессе включения сведений о ПО в Реестр, кроме , можно выделить еще трех действующих лиц.

1. Минкомсвязи России. Это уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по формированию и ведению Реестра. Минкомсвязи России принимает решения о включении сведений о ПО в Реестр и об их исключении из него.

2. Оператор реестра. Он занимается непосредственно ведением Реестра.

Минкомсвязи России привлекает оператора в порядке Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) (п. 6 Правил). Он должен отвечать двум условиям:

  • иметь регистрацию на территории РФ;
  • иметь право получать обязательный экземпляр ПО.

Этим условиям отвечают три организации, перечисленные в статье 13 Федерального закона от 29 декабря 1994 г. № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов»:

  • Межотраслевой научно-исследовательский институт «Интеграл»;
  • Научно-технический центр «Информрегистр»;
  • Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина.

Оператор из числа своих работников определяет лиц, уполномоченных на включение в реестр сведений, их изменение и (или) исключение из реестра (п. 7 Правил).

3. Экспертный совет по российскому ПО. Его создает Минкомсвязи России для того, чтобы проводить экспертизу при включении сведений о ПО в Реестр (п. 8 Правил, приказ Минкомсвязи России от 30 декабря 2015 г. № 615 «Об утверждении Положения об Экспертном совете по Российскому программному обеспечению при Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации»).

Процесс включения сведений о ПО в Реестр можно условно разделить на девять этапов.

Этап 1. Уполномоченный орган проверяет заявление и прилагаемые к нему документы и материалы в течение 10 рабочих дней со дня поступления (п. 16 Правил).

Этап 2. Уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней со дня поступления заявления запрашивает у органов государственной власти документы и информацию, подтверждающую сведения в заявлении и прилагаемых к нему документах и материалах (п. 20 Правил).

Этап 3. Уполномоченный орган регистрирует заявление (п. 19 Правил).

Заявителю откажут в регистрации, если (п. 17 Правил):

  • он нарушил Правила;
  • уполномоченный орган в течение 12 месяцев до поступления заявления уже:
  • отказывал заявителю во включении сведений в Реестр из-за того, что тот представил подложные документы, материалы и (или) недостоверные сведения (подп. «а» п. 27 Правил), или
  • исключил сведения из Реестра по той же причине (подп. «в» п. 33 Правил).

После того как заявитель устранит причины, указанные в первом пункте, он сможет повторно подать заявление (п. 18 Правил).

Этап 4. Оператор реестра в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем регистрации заявления, размещает его в открытом доступе на официальном сайте (п. 19 Правил). При этом персональные данные (при наличии) обезличивают.

Этап 5. Экспертный совет рассматривает заявление в течение 30 рабочих дней со дня его регистрации и утверждает экспертное заключение (п. 21 Правил). Оно должно содержать выводы о том, соответствует ли ПО:

Этап 6. Экспертное заключение передают оператору системы в течение одного рабочего дня со дня его утверждения (п. 21 Правил).

Этап 7. Оператор реестра размещает экспертное заключение в открытом доступе на официальном сайте (п. 21 Правил).

Этап 8. Уполномоченный орган принимает решение о включении сведений о ПО в Реестр. Он это должен сделать:

  • в течение 65 рабочих дней со дня регистрации заявления, но
  • не позднее 10 рабочих дней со дня, когда экспертный совет утвердил экспертное заключение.

Указанное решение издают в форме приказа Минкомсвязи России (п. 25 Правил).

Уполномоченный орган может отказать во включении сведений о ПО в Реестр по трем основаниям (п. 27 Правил):

  • заявитель представил подложные документы, материалы и (или) недостоверные сведения;
  • заявитель не представил в течение 30 рабочих дней пояснения и (или) документы по запросу экспертного совета (п. 22 Правил), если без них невозможно подтвердить достоверность представленных сведений и (или) подлинность представленных документов;

Этап 9. Оператор реестра:

  • размещает решение уполномоченного органа на официальном сайте и информирует о нем заявителя по адресу электронной почты, который указан в заявлении (п. 28 Правил);
  • включает сведения о ПО в Реестр (п. 29 Правил).

Оператор должен это сделать в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем, когда уполномоченный орган примет решение.